Армянский террор в Абхазии: год 1942

Армянские террористические организации своей идеологией избрали примитивный террор против лиц, подвергающих сомнению некоторые из постулатов современного армянского общества.

Фрагменты подобного подхода можно обнаружить как ни странно и в период Второй мировой войны. Шпионы и диверсанты армянского происхождения, засылавшиеся в советский тыл, вербовались нацистскими агентами из армянской дашнакской партии Дмитрием Дро, Мисаком Тарлакяном и другими. В дальнейшем после поражения нацисткой Германии ряд армянских нацистов сдались союзникам и были интернированы на Ближний Восток, где и продолжили свою подрывную деятельность – на этот раз против советской Армении и СССР, а также Турции и советского Азербайджана. Эта деятельность продолжается и по сей день.

За годы Великой Отечественной войны в советском тылу было обезврежено около 1850 диверсантов и шпионов, а так же несколько тысяч немецких агентов «в спячке».

Причем, террор армянские националисты и коллаборационисты вели не только по отношению к азербайджанцам или туркам, но и ко всем народам Советского Союза. В том числе, и против грузинского и абхазского народов.

Кандидатом исторических наук В. М. Пачулия была опубликована статья «Борьба с германской разведкой на территории Абхазии (1941-1945 гг.)» в сборнике «Ученые записки Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья ИВ РАН» изданном в 2013 году. В ней на основе архивных материалов отражены попытки армянских диверсантов переломить ход битвы за Кавказ, осуществляя разведывательно-диверсионную деятельность в пользу гитлеровской Германии.

После многочисленных разведывательных полетов над Кавказским Черноморским побережьем немцы приступили к выброске диверсионных групп. 8 мая 1942 года в 12:30 были задержаны шпионы-диверсанты К.К. Андриян и С.О. Кочконян, высаженные на парашютах с германского самолета «Ю-88». Десантирование происходило на территории Моквинского сельсовета Очамчирского района Абхазской АССР. В задержании диверсантов принимали участие истребительные батальоны и местное население под общим руководством НКВД Абхазской ССР. При обыске вражеских агентов были изъяты портативный радиоприемник, передатчик, оружие, патроны, гранаты, деньги и личные вещи.

Пытаясь сохранить собственную жизнь, задержанные не стали отпираться и сознались в сотрудничестве с врагом. Согласно их показаниям, они были завербованы еще находясь в лагере для военнопленных. Вербовщиками выступали нацистские прихвостни из дашнакской партии Дмитрий Дро и Мисак Тарлакян. Задержанные шпионы рассказали, что в оккупированном нацистами Симферополе находится и «Бюро дашнакской партии», переехавшее сюда из Германии и Румынии в дом убитого нацистами еврея.

Здесь же, в Симферополе, изготавливалось большое количество листовок, отпечатанных в типографии на русском, грузинском, армянском и абхазском языках, предназначенных для разбрасывания над городами и селами для распространения панических слухов и антисоветской пропаганды.

Как выяснилось в ходе допроса, руководитель группы С. Пилобосян разбился. Это подтвердилось оперативными мероприятиями на предполагаемом месте падения.

27 мая 1942 г. органами госбезопасности был арестован еще один вражеский агент - Петрос Карапетович Сувелян-Экшян. Как выяснилось в ходе следствия, он был уроженцем Сухуми, но из-за совершенного убийства скрывался от правосудия под вымышленными фамилиями Даракчян и Эрицян. Само задержания этого агента более похоже на какой-то фарс: после приземления тот скрывался в густом лесу, пока не закончились продукты. В ночь с 26 на 27 он направился в незнакомую деревню за продуктами. Там он случайно встретил одного старика-армянина, отца двух сотрудников НКВД. Тот и сообщил в нужные инстанции о подобном «госте», и вскоре того и арестовали.

Высадившись в Абхазии, Пилобосян, Сувелян-Экшян, Кочконян имели задачу не только собирать и передавать шпионские сведения о численности частей Красной Армии, их вооружении, продвижении судов по Черному морю, но и совершать диверсионные акты, для чего они были снабжены взрывчаткой. Дополнительной задачей было ведение антисоветской агитации, организация бандитских групп и террор в отношении советских военнослужащих и гражданского населения.

1 сентября 1942 года в Очамчирский райотдел НКВД поступила информация о подозрительном человеке в районе Моквинской чайной фабрики. После задержания тот сознался, что является нацистским агентом и был заброшен в этот район вместе с другим диверсантом – Н. Сарьяном. По показаниям задержанного (его фамилию автор подборки архивных документов не называет по этическим соображениям, поскольку потомки того до сих пор живут в Абхазии), он попал в плен и был завербован дашнаками Мисаком Тарлакяном и Арутом Арутюняном для проведения диверсионных и террористических актов.

На следующий день после приземления на он явился в красноармейской форме в один дом и начал распространять пораженческие слухи и уверять хозяина дома в том, что через 30 дней немецко-фашистские войска оккупируют Закавказье.

3 сентября 1942 г. под руководством старшего лейтенанта госбезопасности Харчилава силы районной милиции и НКВД окружили дом, где скрывался германский парашютист Н.М. Сарьян, и, ворвавшись в дом, задержали его. Среди документов оказалась фальшивая красноармейская книжка, а револьвер и отдельные вещи хранились в лесу на месте высадки.

По плану немецкой разведки Сарьян и задержанный ранее его сообщник должны были высадиться в с. Мерхеули Сухумского района, встретиться с ранее заброшенными шпионами-диверсантами Кочконяном и Андрияном. Последнему они должны были передать батарейки для рации.

Отметим, что все задержанные диверсанты по закону военного времени были приговорены к высшей мере наказания – расстрелу.

Анализируя задания, предоставляемые фашистским командованием армянским диверсантам, можно выделить следующую главную мысль: никаких реально серьезных диверсионных заданий им не давалось. Их использовали для подготовки вторжения в Закавказье и деятельности других шпионско-диверсионных групп. С началом Сталинградской битвы армянские диверсанты, забрасываемые окольными путями на территорию СССР, получили задание взорвать нефтяные месторождения в Баку. Но об этом – в следующий раз.

Bütün xəbərlər Facebook səhifəmizdə