Азия: между потребностью в масштабном сотрудничестве и существующими противоречиями

Все помнят о прогнозах относительно перемещения геополитического центра тяжести мира на Азию. Говорилось и том, что этот процесс не будет легким. Реальных ход событий подтверждает сказанное. В настоящее время специалисты ведут разговоры о формате "G2", предусматривающем стратегическое сотрудничество между США и Китаем. Но это – теоретический подход. Выражаясь конкретнее, в этом регионе есть много противоречий, вопрос о путях устранения которых неясен. Они связаны с факторами глобального и регионального масштаба. Все это заставляет задуматься о судьбе геополитической динамики в Азии. Актуализируется вопрос о возможных сценариях развития событий.

"Большая двойка": новая модель сотрудничества?

Азия постепенно превращается с центр напряженности глобальной геополитики. Сейчас аналитики часто задаются вопросом: "Каким будет будущее Азии?". Проблема связана с тем, что борьба крупных держав за влияние поднялась на новый уровень. Еще более актуализировался вопрос о том, как будут развивать отношения в Азии США, Китай, Россия, Япония и Индия.

В указанном контексте специалисты обращают внимание на ряд факторов. Директор института изучения стран Восточной Азии Сингапурского университета Ч.Юннянь пишет о новой модели сотрудничества. По его мнению, отношения США-Китай могут развиваться в направлении появления формата "G2". В целом это – интересный формат. Некоторые специалисты даже предложили термин "Chimerica" (Китай плюс Америка). При этом главным образом подразумевалась взаимозависимость экономики двух государств. Политическое сотрудничество должно было строиться на этом (см.: Чжэн Юннянь. Будущее Азии: отношения в формате G2 или новая холодная война? / "İnoSMİ.ru", 2 июня 2014 г.).

В реальности же наблюдалась противоположная картина. Отношения между двумя державами постепенно обретают напряженный характер. Уже очевидно, что вероятность геополитического столкновения на глобальном уровне возросла. Примечательно, что корни этого специалисты видят в истории формирования геополитической картины в Азии в целом. Выражаясь конкретнее, до прихода западных стран в Азию в этом регионе существовала система геополитических отношений, называемая "даннической системой". В центре нее стоял китайский империализм. Страны, которые должны были платить дань, должны были поклоняться Пекину, вести себя как его подданные.

Ситуация изменилась с вторжением Запада на Дальний Восток. Современная геополитическая картина в Азии сформирована Западом (см.: предыдущий источник). Здесь между традицией и современностью существует скрытое противоречие. Но серьезно изменить сложившуюся ситуацию Китай не в состоянии. Пекин вынужден подчиняться геополитической динамике по западным критериям.

Вопрос сейчас этим не исчерпывается. Азия переходит к многополярному геополитическому порядку. Борьба крупных держав в регионе зиждется именно на этом. В настоящее время между США, Китаем, Японией, Россией и Индией формируются своеобразные геополитические отношения, которые трудно оценить однозначно. Специалисты говорят о нескольких вариантах.

Во-первых, "холодная война" в мировом масштабе. Во-вторых, локальная "холодная война" (между Китаем и Японией). В-третьих, США постепенно снижают геополитическую активность в Азии. В-четвертых, возникновение региональной структуры, подразумевающей формат "Большой двойки" (G2) (см.: предыдущий источник). Вне сомнения, могут быть и другие сценарии. Но интересно то, что здесь нашли отражение два тезиса. Первый тезис заключается в однозначном признании факта обострения геополитических противоречий в Азии. При этом подразумевается возникновение ряда раздоров между Японией, Китаем, Вьетнамом, Кореей, Тайванем и другими странами региона. Второй связан с серьезным влиянием на эти процессы Соединенных Штатов.

Обретение ситуацией такого характера позволяет делать вывод о том, что Америка ведет сложную геополитическую игру в Азии. В этом контексте на повестке дня по-новому оказываются отношения США-Европа, США-Россия и США-Индия. С другой стороны, на фоне сказанного интерес представляют шаги, предпринимаемые Китаем. События, произошедшие за последнее время в политической среде Индии, показывают, что геополитическая конфигурация в регионе обретает сложный характер.

Глобальные и региональные противоречия: угрозы растут

В этом контексте интерес вызывают два момента. Во-первых, содержание отношений Китая с Европой. Эксперты отмечают, что за последние три месяца китайское руководство интенсифицировало визиты в Европу. Сначала руководитель КНР С.Цзиньпин посетил Голландию, Францию, Германию и Бельгию. Тогда Китай подписал с 4 европейскими странами 120 соглашений. А с 16 июня начался визит премьер-министра Ли Кэцяна в Великобританию и Грецию.

По мнению специалистов, взаимозависимость между ЕС и Китаем возросла. В стратегической перспективе Евросоюз хочет расширить связи с Пекином. Сообщается, что возникла возможность реализации этого в трех направлениях – экономики, политики и культуры (см.: Су Сяохуэй. Визиты Си Цзиньпина и Ли Кэцяна в Европу дают три сигнала / "Jenmin Jibao", 17 июня 2014г.). По этой причине он не хочет испортить отношения с Россией, так как Москва может сыграть связующую роль между Брюсселем и Пекином.

При внимательном рассмотрении можно увидеть, что украинские события наряду с другими моментами могут создать пропасть между ЕС и Китаем. Выдвинуть такое предположение дает основание ухудшение отношений России и Европы. Одновременно можно сказать, что с кавказского и центрально-азиатского направлений возросла потребность в развитии Евросоюзом отношений с Китаем. В этой связи приходится еще более серьезно учитывать и другой фактор.

Так, во-вторых, значительно актуализировался и вопрос о том, в каком направлении будут развиваться отношения между США и Китаем. Хотя "G2" теоретически интересная модель, в практическом плане невозможно отрицать наличие серьезных препятствий. Вашингтон, пытается, с одной стороны, воспользоваться противоречиями, наблюдаемыми в региональном масштабе, с другой, – спровоцировать неопределенность в отношениях Пекина с Европой и Россией. Выше мы обратили внимание на один фрагмент отношений ЕС-Китай. Чтобы предотвратить сотрудничество Москвы с Пекином в области энергетики, ожидается реализация еще более глобальных проблем. Среди них особое место занимает провоцирование на Дальнем Востоке региональных конфликтов.

В этом плане интерес вызывает содержание отношений между крупными государствами Азии. Некоторые авторы даже считают этот вопрос самой серьезной угрозой для глобальной геополитики (см., напр.: Nouriel Roubini. Global Ground Zero in Asia / "Project Syndicate", 30 aпреля 2014 г.). При этом подчеркивается влияние нескольких факторов. Прежде всего наблюдается процесс прихода к власти в крупных государствах Азии националистических сил. К этой категории относятся премьер-министр Японии Шинзо Абе, президент Китая Си Цзиньпин, президент Южной Кореи Пак Кин Хе и новый премьер-министр Индии Нарендра Моди.

Другой фактор связан с тем, что указанные лидеры вынуждены осуществлять комплексные реформы, отрицающие старую модель, в условиях серьезной конкуренции, что также рождает острые проблемы. Очередной момент связан с вопросом о том, насколько будут верны своим обещаниям союзники США в регионе. И, наконец, в Азии нет государства, которое могло бы взять на себя ответственность за вероятную войну (см.: предыдущий источник).

Ко всему сказанному можно добавить и углубление раздоров между странами региона и усиление в Индии националистических настроений. Япония, Китай, Корея, Вьетнам, Тайвань, Филиппины, имеющие территориальные претензии друг к другу, не отступают от своих позиций, что усиливает военную напряженность в регионе. Победа Н.Моди на выборах в индийский парламент и занятие им поста премьер-министра эксперты называют новым событием в Азии.

Дело в том, что данный политик активнее защищает интересы индусов (он – автор лозунга "Индия – для индусов") и отличается жесткостью в отношении мусульман (это Н.Моди продемонстрировал в бытность губернатором штата Гуджарат). Во внешней же политике он принял еще более хитрую позицию. Он говорит о стратегическом партнерстве с Японией и Китаем, но в то же время за кулисами активизирует усилия в направлении превращения Индии в регионального лидера (см.: Алексей Коваль. Индия меняет курс / "Зеркало недели. Украина", 13 июня 2014).

Все это свидетельствует о геополитической неопределенности в Азии. Одновременно это показывает и немалую вероятность серьезного противостояния крупных держав. Если учесть, что центр тяжести глобальной геополитики перемещается на Азию, то придется согласиться, что такой ход событий чреват большими угрозами.

Newtimes.az

Bütün xəbərlər Facebook səhifəmizdə