Кремль перед выбором: быть или не быть Минской группе ОБСЕ?

10 ноября 2020 года президенты Азербайджана и России, а также премьер-министр Армении подписали трехстороннее Соглашение о полном прекращении огня и всех военных действий в зоне нагорно-карабахского конфликта. Итоги войны и сам этот документ существенно трансформировали геополитический ландшафт в этой части Евразии и заложили предпосылки еще более существенных сдвигов тектонических плит баланса сил в этом регионе в самом ближайшем будущем, которые будут иметь серьезные последствия для судеб континента, заявил агентству "Интерфакс-Азербайджан" российский историк, правовед и политический аналитик Олег Кузнецов.

Итак, что предстоит ожидать?

По словам Кузнецова, после подписания соглашения от 10 ноября прошлого года, Кремль стал единоличным верховным арбитром в деле карабахского урегулирования, а специально созданная для этой цели в 1996 году Минская группа ОБСЕ отошла на второй план или вообще утратила всякое влияние на этот процесс.

"Сегодня официальный Ереван при активной поддержке высших политических структур Европейского Союза всячески пытается реанимировать значимость данной структуры и вернуть переговоры с Азербайджаном в ее формат, который на протяжении 30 лет обеспечивал Армении возможность безнаказанной оккупации исконных азербайджанских территорий. Естественно, Кремль не желает для себя такой перспективы, поскольку она автоматически лишает его привилегии и эксклюзивности статуса, недавно приобретенного благодаря Азербайджану. Следовательно, дальнейшее присутствие Минской группы ОБСЕ на Южном Кавказе для Кремля крайне нежелательно", - считает политический аналитик.

С другой стороны, МГ ОБСЕ - это сегодня один из немногих международных институтов, в рамках которого пока еще продолжается политическое партнерство, а не конфронтация Запада и России. Поэтому ситуация в Карабахе и вокруг него превращается в еще один инструмент не просто гипотетического, а вполне реального политического давления на Кремль со стороны его европейских и трансатлантических оппонентов.

"Поэтому, в нынешних условиях расформирование Минской группы ОБСЕ объективно станет еще одним шагом на пути изоляции России в контактах с Западом. Поэтому Кремль сейчас вынужден выбирать между своей военно-политической гегемонией в регионе Южного Кавказа и еще большим углублением и расширением разлома в политических отношениях между Москвой и Брюсселем", - считает эксперт.

По мнению Кузнецова, теоретически Москва может объединиться с Баку и Анкарой, которая также является страной-участницей Минской группы ОБСЕ, объявить о выходе из состава данной структуры, что автоматически будет означать прекращение ее существования. В этом деле их вполне может поддержать еще один постоянный член Минской группы ОБСЕ - Беларусь, но уже в силу солидарности и собственных геополитических резонов, никак не связанных ни с нагорно-карабахским конфликтом, ни с его ареалом.

"Однако, Кремль не хочет усиления влияния и присутствия Турции на Южном Кавказе, мечтая оставаться единственным гегемоном в этом регионе, но уже не может, как это было до недавнего времени, удерживать данный статус из-за усиления влияния Турции и расширения турецкого присутствия, которое автоматически увеличится еще больше, если Минская группа ОБСЕ будет распущена. Самое интересное здесь то, что Турция ничего не теряет ни при роспуске, ни при сохранении МГ ОБСЕ, тогда как Кремль что-то да все равно теряет и в том, и в другом случае", - считает Кузнецов.

По его мнению, главным бенефициаром в случае такого варианта роспуска Минской группы ОБСЕ будет Азербайджан, который в лице своего Президента Ильхама Алиева совершенно четко, конкретно и категорично сформулировал свою позицию по послевоенной ситуации в Карабахе и вокруг него: нагорно-карабахский конфликт полностью исчерпан и стал частью истории, такой политико-географической дефиниции, как Нагорный Карабах больше не существует, а есть Карабахский экономический регион Азербайджана.

"Иными словами, роспуск МГ ОБСЕ закрепит политические итоги недавней армяно-азербайджанской войны за Карабах. Турция, как заявил ее президент Реджеп Тайип Эрдоган при подписании Шушинской декларации о союзнических отношениях с Азербайджаном 15 июня 2021 года, всегда и всецело будет поддерживать позицию официального Баку на международной арене, в чем бы она ни заключалась. Россия, похоже, также не имеет желания далее поддерживать агонию Минской группы ОБСЕ, дальнейшее формальное присутствие в составе которой не принесет для Кремля никаких дополнительных политических дивидендов, но может стать причиной существенных убытков. При таком раскладе карт места для Минской группы ОБСЕ в геополитике Южного Кавказа больше нет", - считает политолог.

Кузнецов добавил, что состоявшиеся во второй декаде июля визиты в Москву и.о. премьер-министра Армении Никола Пашиняна и президента Азербайджана Ильхама Алиева, а также председателя ЕС Шарля Мишеля в Ереван и Баку свидетельствуют о том, что сейчас на "высотах геополитики" идет большая торговля вокруг дальнейшей судьбы Минской группы ОБСЕ, решающее слово в которой будет принадлежать Кремлю. Каким оно будет, это станет понятно по итогам консультаций между Москвой, Баку и Анкарой, во время которых главным предметом дискуссии будет вопрос о том, что конкретно Россия сохранит за собой на Южном Кавказе. "Какое решение для себя в этой ситуации примет или уже принял Кремль, пока остается загадкой", - подчеркнул российский политолог.

Bütün xəbərlər Facebook səhifəmizdə