Новая схватка Никола Пашиняна и Сержа Саргсяна

. Известно, что в Армении с января ожидается рост цен по целому ряду наименований товаров, в том числе и продовольственных, связанный с завершением льготного таможенного режима Армении в рамках ЕАЭС. Поэтому вопрос роста цен для правительства Армении сейчас обрел дополнительную актуальность.

С целью окрасить серую и унылую экономику Армении в теплые цвета, премьер-министр Армении Никол Пашинян указал на позитивную тенденцию с продовольственными ценами в стране.

"Согласно ежегодному докладу Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), в октябре 2019 года по сравнению с октябрем 2018 года мировые цены на продовольственные товары повысились на 6%. А в Армении в октябре 2019 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года продукты питания подорожали на 0,1%", - написал Пашинян на своей странице в Facebooк.

По словам Пашиняна, это в основном, если не полностью, является следствием углубления экономической конкуренции в Армении.

"Мы очень хорошо помним, что происходило раньше: на мировом рынке продовольственные товары дорожали, скажем, на 2%, а в Армении - на 4-5%", - добавил он.

Конечно, в Армении хорошо помнят, что рост цен в Армении зачастую не соответствовал ценовым колебаниям на мировых рынках. Однако только этих воспоминаний явно недостаточно, чтобы разделить оптимизм Пашиняна.

Пашинян утверждает, что незначительное (на 0,1%) подорожание продтоваров в Армении на фоне 6-процентного роста цен в мире является прямым следствием конкуренции. Подразумевается, что раньше в Армении конкуренции не было или она была слабой, а теперь конкуренция сплошь и рядом. О том, что мешало быть конкуренции при прежней власти Армении, нынешняя не устает повторять: это монополии, которым пришел конец с наступлением "бархатного" периода. Иными словами, именно благодаря демонополизации, осуществленной действующей властью Армении, рост цен на продукты оказался мизерным.

Однако если вспомнить, какие продовольственные рынки в Армении освободились от монопольных оков олигархов, то ретроспективный взгляд видит одни бананы и сахар. На самом деле, ни на одном из других продовольственных рынков Армении монополии не было. Соответственно, не было и проблем с конкуренцией. Что касается бананового рынка Армении, то известно: здесь снижение цен, связанное с демонополизацией, продлилось не более пары месяцев. Потом цены вернулись на свои прежние позиции. На рынке сахара, хотя формально и появились новые хозсубъекты, доминирующее положение прежний монополист сохранил. То есть, кроме бананов и сахара, иных монополий в сфере импорта продовольствия в Армении не было.

Между тем в докладе FAO учтены не только бананы и сахар. Так что по меньшей мере некорректно приписывать к категории заслуг новой власти Армении незначительное подорожание всех продтоваров. Здесь, пожалуй, очевидна очередная попытка Пашиняна манипуляции цифрами и фактами.

Далее Пашинян заявляет, что раньше на мировых рынках цены росли на 2 процента, а в Армении - на 4-5. Теперь, мол, тенденция обратная - в мире рост на 6 процентов, а в Армении - всего на 0,1. При этом Никол упускает из поля зрения небольшой нюанс: если прежнее несоответствие ценовых тенденций в Армении было не нормальным, то сегодня страна опять имеет дело с несоответствием, причем гораздо более ненормальным. Конкуренция, о которой говорит Пашинян, по идее могла обеспечить адекватную реакцию армянских цен на мировые ценовые тенденции. В данном же случае эта реакция неадекватна. Хотя с точки зрения потребителей лучше, когда цены не растут или рост незначительный, тем не менее и в этом случае процесс ценообразования в Армении нельзя назвать объективным. И уж тем более - когда остаются в формате загадок истинные факторы, позволяющие сдерживать влияние мировых тенденций.

Очевидно, что сегодня Пашинян всего лишь готовит почву для защиты от завтрашних упреков со стороны общественности по поводу тотального роста цен. А ссылки на конкуренцию рассчитаны на тех, у кого с памятью не очень хорошо. На тех, кто забыл, что в дореволюционной Армении всего пара продовольственных рынков являлась монополизированной. Им Пашинян решил напомнить только то, что ему нужно.

То, что Пашинян пытается преподнести общественности Армении плоды бархата в привлекательных упаковках, уже давно не удивляет. Это риторика элементарного отрыва от реальности. Вот только в экономике, любящей конкретику, абстрактные оценки явно неуместны. И уж вовсе странно слышать подобные заявления из уст главы армянского правительства, ответственного именно за экономику в целом и экономическую революцию - в частности.

Bütün xəbərlər Facebook səhifəmizdə