Коронавирус 2019-nCoV: насколько реальна угроза? - АНАЛИТИКА

Признаюсь, разрабатывать тему коронавируса 2019-nCoV (или COVID-19) довольно сложно, хотя бы потому, что любая приведенная статистика очень быстро меняется. Ситуация в мире с этим заболеванием развивается столь стремительно, что даже сложно определить, что именно стоит выводить главной новостью и использовать в качестве информационного повода к материалу.

Является ли таковым то, что 19 февраля в отделение инфекционных заболеваний Клинического медицинского центра (КМЦ) № 1 в Баку были помещены два прибывших из Китая студента? Как сказано в совместной информации пресс-служб Министерства здравоохранения и Государственного агентства по обязательному медицинскому страхованию, это граждане Азербайджана, которые учатся в китайском городе Гуанчжоу.

А, может, более весомым поводом к этому тексту служит постановление Кабинета министров Азербайджана "О мерах по временному ограничению вывоза c территории страны некоторых медицинских принадлежностей и препаратов"? Это уж точно наталкивает на мысль о том, что страна к чему-то да готовится, тем более что с 18 февраля 2020 года ограничен вывоз из Азербайджана стерильных перчаток, бахил, медицинских масок и очков, дезинфицирующих средств, оборудования, специальной одежды и других необходимых принадлежностей и препаратов, используемых в борьбе с новым коронавирусом 2019-nCoV.

И если уж мы ищем причину, по которой стоит коснуться темы китайского коронавируса, то сложно найти повод лучше, чем то, что страны СНГ 18 февраля 2020 года приняли в Минске, в Исполнительном комитете Содружества документ о расширении сотрудничества в области санитарной охраны территорий. Соглашение направлено на предотвращение ввоза и распространения на территории СНГ карантинных и других инфекционных болезней. Здесь же - и потенциально опасные товары и грузы, представляющие особую опасность для населения стран Содружества. Так что с полным правом можно утверждать, что противостоять коронавирусу 2019-nCoV страны СНГ собираются сообща. И это лишь усиливает опасения.

Но каким бы ни был повод для разработки темы коронавируса 2019-nCoV, ясно одно: сегодня, то есть спустя более чем два месяца с момента его появления в китайском городе Ухань, большинство людей до сих пор не представляет себе, с чем столкнулось человечество. Является ли это умело раскручиваемой страшилкой на фоне весьма ординарного заболевания? Или угроза действительно велика? Причина в противоречивости сообщений и отсутствии ответов на некоторые возникающие в связи с этим вирусом вопросы.

Например, как только стало известно, что в китайском Ухане появился некий страшный вирус, то возник вполне естественный вопрос о случайности или, наоборот, закономерности этого события в период торговой войны между США и Китаем. Спекуляции не заставили себя долго ждать, и в мировых СМИ появились сообщения (сдобренные арифметикой по прибыли) о том, что китайский Центробанк выкупил по дешевке акции многих компаний, которые упали в цене на волне сообщений о коронавирусе. Немногим позже кому-то из журналистов удалось «раскопать» то, что именно в том самом городе Ухань находилась секретная лаборатория по изучению всяких нехороших вирусов и бактерий. Мол, произошла утечка. А далее, по логике, пришло время сопоставлений симптомов заболевших коронавирусом 2019-nCoV с людьми, заразившимися некогда коронавирусом ближневосточного респираторного синдрома (MERS) и коронавирусом атипичной пневмонии (SARS). Кстати, если говорить о последнем, то 2019-nCoV еще на прошлой неделе обогнал по числу смертей тяжелый острый респираторный синдром: в 2003 году от SARS скончались в более двух десятках стран 774 человека.

Не хочется сгущать краски, тем более что в целом по миру смертей от коронавируса 2019-nCoV вроде не так много, но летальных исходов все равно больше, чем при заболевании обычным гриппом. К примеру, агентство FluView со ссылкой на американский Центр по контролю и профилактике заболеваний отмечает, что в этом сезоне в США было зарегистрировано не менее 19 млн случаев заболевания гриппом, 180 тыс. из которых привели к госпитализации пациентов. В результате от простого гриппа умерли 10 тысяч человек, что составляет 0,05% от общего числа заразившихся. Согласитесь, что это меньше тех 3%, что умерли от коронавируса 2019- nCoV.

Неопределенности в общий информационный фон также добавляет Всемирная организация здравоохранения, которая сперва заявила, что инкубационный период COVID-19 составляет 14 дней, а затем увеличила этот показатель до 24 дней. Новый срок появился после публикации в журнале Journal of Hospital Infection результатов немецких исследователей. То утверждается, что коронавирус не передается через вещи, то появляются сообщения, противоречащие этой информации. А сегодня и вовсе появилась информация о том, что он передается и через аэрозоли. С одной стороны, глава ВОЗ, доктор Тедрос Адханом Гебрейесус говорит, что коронавирус COVID-19 - это угроза всему человечеству, а с другой - уже спустя какое-то время утверждает, что он не столь грозен, как штаммы, вызвавшие вспышки респираторных инфекций SARS и MERS. А затем с его уст вновь срывается заявление о том, что "у нынешней эпидемии последствия могут быть куда как серьезнее, чем у теракта. И если сегодня все страны не примут мер и не признают COVID19 угрозой обществу номер один, я буду сомневаться в качестве усвоенных человечеством уроков".

Согласитесь, что такие заявления ясности в вопрос не добавляют. Хотя винить ВОЗ в пассивности тоже не совсем справедливо, поскольку эта международная структура делает вроде все, что может. Даже денег (675 млн долларов) попросила у мировой общественности на борьбу с коронавирусом. В одном доктор Тедрос Адханом Гебрейесус бесспорно прав: сегодня мир стоит перед выбором, и люди или смогут объединиться перед лицом общего опасного врага, или позволят иррациональному страху и подозрениям отвлечь нас и настроить друг против друга. Страх и подозрения - один из самых серьезных рисков, стоящих сегодня перед человечеством. И чтобы их не было, нужна ясность во всем, что касается коронавируса 2019-nCoV.

О Китае в плане открытости информации тоже говорить сложно. Там все более или менее ясно. В этой стране сразу поняли, с чем имеют дело, и как только в Ухане был обнаружен новый штамм, город сначала был объявлен закрытой карантинной зоной, а затем в нем ввели военное положение и комендантский час. Справедливости ради стоит отметить, что китайские ученые сразу же распространили по интернету все данные, которые сумели собрать про 2019-nCoV, что и позволило биологам всего мира подключиться к исследованиям. Но противоречивая информация исходила и из Китая. То тамошние ученые говорят, что новый коронавирус поражает в первую очередь людей с расшатанным здоровьем и слабым иммунитетом, то появляется информация о том, что главврач
госпиталя в городе Ухань умер от пневмонии, вызванной новым типом коронавируса. Об этом сообщила The Global Times в своем Twitter-аккаунте, снабдив текст фотографией человека, совершенно не похожего на истощенного и страдающего слабым здоровьем. Значит, все-таки COVID19 убивает даже совершенно здоровых людей?

Не хотелось бы сгущать краски, однако в некоторых вопросах ясности нет и по Азербайджану. Насколько наша страна готова к удару, который может нанести коронавирус 2019-nCoV? В январе нынешнего года, как известно, Президент Азербайджана Ильхам Алиев поручил правительству принять упреждающие меры против эпидемии коронавируса. В этой связи 27 января в Кабинете министров состоялось совещание, прошедшее под председательством премьер-министра Али Асадова, в котором приняли участие руководители соответствующих государственных структур. На совещании обсуждались меры по предотвращению проникновения эпидемии на территорию нашей страны. Также было принято решение о переводе на усиленный режим работы погранично-пропускных пунктов, подготовке списка продовольственных продуктов из категории повышенного риска, через которые может распространиться вирус, усилении контроля на продовольственных рынках над этими продуктами, создании «горячей линии» в медицинских учреждениях, проведении просветительской работы с населением о вирусе и методах борьбы с ним и т.д. Но, самое главное, решение заключается в регулярном информировании населения об эпидемиологической ситуации в Азербайджане. Вот с последним как-то получается туговато, поскольку если заглянуть на сайты Министерства здравоохранения или даже Министерства по чрезвычайным ситуациям Азербайджана, то там практически нет информации о коронавирусе 2019-nCoV. А жаль... Ведь вчера стало известно, что в городе Кум (расположен в 150 км к югу от Тегерана) от этого заболевания скончались два иранца. Об этом сообщило агентство IRNA со ссылкой на советника министра здравоохранения Ирана Али Резу Вахабзаде. И это в стране, которая тоже вроде приняла все меры безопасности против штамма и в конце января приостановила авиасообщение с Китаем. А ведь Иран совсем недалеко, и ежегодно границу этого государства пересекает миллион наших туристов. Есть о чем задуматься...

Bütün xəbərlər Facebook səhifəmizdə