Что будет с ценами на нефть? - Комментирует Станислав Митрахович

Нефтяной кризис достиг «дна» и выстрелил - в мире происходит скачкобразное движение цен на нефть, Дональд Трамп обсуждает кризис цен с Путином, а также с наследным принцем Саудовской Аравии, которая, в свою очередь уже предлагает снова собрать ОПЕК+, обещая самой снизить добычу нефти до 9 млн. баррелей в сутки. Что следует ждать от переговоров мировых лидеров по вопросам добычи нефти и как это отразится на ее цене, кто выступает «рулевым», а кто пассивным игроком на нефтяном рынке? - об этом Vzglyad.az рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

- Какого эффекта следует ожидать от вчерашнего разговора Путина и Трампа по поводу цен на нефть и дальнейшего обсуждения этой темы с наследным принцем Саудовской Аравии Сальманом?

- Путин с Трампом говорили на тему энергетических рынков, и я думаю это предвестник того, что Америка может присоединиться к формату сокращения добычи нефти, и, возможно, рассматривает реанимацию ОПЕК+. У Трампа сейчас очень много мотивов для того, чтобы желать повышения нефтяных цен, потому что сейчас успешная добыча нефти напрямую влияет на настроение тех, кто будут голосовать за Трампа, в тех штатах, где активно добывается нефть – например, это штат Техас. Или, например, в колеблющихся штатах, таких как Пенсильвания. Если произойдут массовые банкротства нефтяных компаний в стране, то это, безусловно, скажется на рейтинге Трампа.

Но есть аргументы и против. То есть мировое соглашение по сокращению мировой добычи может и не сказаться на уверенном росте цен. Оно может рынок взбодрить. Как и получилось вчера – нефть поднялась на ожиданиях до 36 долларов, а потом скатилась снова вниз. По разным оценкам, переизбыток нефти на рынке достигает четвертой или даже третьей части всего потребления всей нефти в мире – а суммарный объем добычи, это примерно 100 миллионов баррелей в сутки. Из-за коронавируса ожидается серьезное сокращение потребления нефти у различных стран, так что даже если сейчас ОПЕК+ все-таки соберется и объявит, например, что сокращает добычу на какое-то количество миллионов баррелей, то этого тоже может оказаться недостаточно. Из-за демпинга цен Саудовской Аравии и «коронакризиса» этот переизбыток составляет приблизительно в 14, 15, 20 миллионов баррелей в сутки.

Но Трамп вроде бы пока не собирается присоединяться к сделке. Даже если он и позвонил наследному принцу Сальману после разговора с Путиным. Америка в этом смысле всегда считала себя сильной стороной и всегда стояла «над» такими договоренностями. Поскольку американское руководство видит США технологической империей, плюс именно в США находится печатный станок по производству долларов. Америка за несколько лет смогла удешевить добычу нефти и увеличила добычу нефти примерно на 40 процентов. Это колоссальный прирост.

«Зачем мы должны сокращать добычу нефти? Вот тот, кто слабее, пускай и сокращает, та же Россия, Казахстан или еще кто-то» – примерно такая аргументация у американцев. Притом у них много мелких компаний, которыми сложно управлять законодательно, одним росчерком пера, одним решением властей, как например, в России. Законодательство США вообще плохо относится к каким-то картелям, сговорам между сторонами. Так, что Трампу нужно серьезно напрячься в этом вопросе, если он намерен подключать своим волевым решением американские «сланцы» к сделке с ОПЕК+. Тем не менее думаю, что Россия вернется к формату ОПЕК+, только если к ней подключится Америка, но не в текущем варианте, даже если Саудовская Аравия подтвердит свою позицию по значительному сокращению добычи.

Смысл в том, чтобы к этой сделке подключились и другие страны – экспортеры нефти, включая Бразилию, Норвегию, и конечно же США. Если же мы будем говорить о заключении некого перемирия между Саудитами и Россией, то такая сделка не окажет воздействие на рынок в долгосрочной перспективе. При этом США будут продолжать наращивать добычу нефти, а мы сокращать – это же опять игра в подавки и новый кризис спустя какое-то время. А Трамп, судя по всему, опять пытается встать над сделкой, выставив саудитов и Россию на «передний край». Между тем взлет и падение нефтяных котировок говорит о том, что рынки понимают, что разговор Путина и Трампа, напрямую не влияет на результат сделки, рынки могут параллельно даже реагировать и на что-то другое. Для закрепления роста нефтяных цен нужны серьезные договоренности между сторонами, а не сиюминутные заявления политиков - сейчас правила игры таковы.

- Не слишком ли жесткую позицию занимает Россия в вопросе отстаивания своей позиции?

- Как я уже говорил, если Америка присоединится к ОПЕК +, то и Россия тоже вернется к этому формату. После выхода из ОПЕК+, было заявлено, что Россия может увеличить добычу на 0,5 баррелей в сутки, однако Россия так и не пошла на этот шаг и уже заявила, что готова отказаться от этих планов. Россия не Саудовская Аравия, настроенная добиваться поставленных задач любыми путями, в том числе пойти и на мировой обвал рынка. Между тем у Трампа есть серьезный мотив и дальше воздействовать на решения саудитов и принца Сальмана по компромиссам мировых цен. Саудовский демпинг серьезно уже по американским нефтяным компаниям тоже. Правда банкротство компаний не означает прекращение добычи, это просто смена владельца, когда новый владелец не получает в управление компанию со старыми долгами. Но в дальнейшем, когда кончатся страховки, хеджирования, что делать тогда?

У США между тем сотни рычагов воздействия на саудитов. Так что у Трампа есть дополнительный мотив звонить Сальману и предлагать идти на мировую, просто позвонить и сказать: «Прекращайте войну и начинайте договариваться, мы уже сами находимся в ситуации экономической депрессии».

- Возможно, что мы не в курсе всех аспектов договоренностей между Россией, США и Саудовской Аравией – есть какие-то пункты и соглашения, которые пока не проанонсированы и подразумевают некие скрытые интересы сторон?

- Возможно, между США и Россией существуют и «подводные» части сделки. Вероятно, Россия могла бы предложить что-то очень выгодное Трампу и Трамп взамен тоже. Например, сейчас Россия уходит из Венесуэлы и продает свои нефтяные активы в стране – Трампу это на руке, его это очень даже радует. А России, Трамп мог бы предложить снять некоторые ограничительные санкции и позволить, например, без проблем достроить Северный поток – 2. В каком-то смысле это весьма взаимовыгодный вариант развития событий.

Bütün xəbərlər Facebook səhifəmizdə