Кельбаджар потерянный и возвращенный: чем живут в азербайджанских горах

Игорь Рубан

Страна огней стремится показать свою открытость, проводя многочисленные мировые форумы и активно приглашая туристов. Но это миролюбие во многом горькое – из-за глубоких шрамов не такой уж давней истории.

В середине ноября в Азербайджане прошел COP 29 – крупнейший в мире климатический саммит. Участие в форуме приняли руководители многих стран, дипломаты, парламентарии, бизнесмены.

Накануне саммита в стране была проделана большая работа для обеспечения максимального удобства приезжающих гостей, ведь ожидалось, что это будет поворотный момент в климатической дипломатии.

В Баку появились выделенные полосы для общественного транспорта, много велосипедных дорожек. А ряд высоких гостей был замечен за пробежками по набережной проспекта Нефтяников.

Журналист Tochka.by оказался в Азербайджане в дни наибольшей активности. В стране объявили несколько выходных, и многие столичные жители подались за город, подальше от пробок и временных ограничений.

Мы также проследовали по самому экологичному маршруту – в горы. Выбран он был неслучайно.

Завтрак между двух огней

Еще 15 лет назад, когда была возможность максимально приблизиться к Омарскому перевалу со стороны Азербайджана, один из наших сопровождающих, Анар Габибов, пообещал автору этого материала показать свою родину – село Надирханлы Кельбаджарского района.

На тот момент этот район в числе пяти, прилегающих к Карабаху, находился под контролем Армении.

Насколько сильны тоска и боль по утраченной родине, тогда было видно по всему. По тщательной подготовке к поездке, набору аксессуаров, подбору еды, автомобиля. Дорога в горы всегда требовательна к мелочам.

Участники того путешествия готовили шашлык и пили чай недалеко от перевала, даже не подозревая, что две ближайшие наивысшие точки были заняты азербайджанскими и армянскими военными.

Завтрак у всех на виду. Но это был не протест и не вызов. Люди просто устали бояться – голосуют за мир и право жить на своей земле.

С каждым глотком горного воздуха кельбаджарцы переживали нескрываемое отчаяние от того, что могут не дожить до момента, когда вновь вернутся на родную землю…

Прекращение войн и есть защита климата

Сама идея COP 29 подчеркивала приверженность Азербайджана к защите климата. Принял участие в заседании форума и президент Беларуси Александр Лукашенко.

"Война на Ближнем Востоке, война в Украине, война в южном Йемене. Всего более 50 конфликтов в мире, которые жестоко влияют на климат на нашей планете. Так что, стало лучше? Кто стал платить за выбросы?" – так глава нашего государства охарактеризовал основные причины изменения климата на текущий момент.

Азербайджано-армянский конфликт в его активной фазе сейчас завершен. Все перетекло в дипломатическую плоскость, хотя иногда еще слышны выстрелы на границе.

Нет пока и мирного договора между странами. Но есть большие раны, которые за 30 лет только углублялись.


И немудрено, что азербайджанцы безгранично благодарны решительности президента своей страны Ильхама Алиева в завершении начатого его отцом процесса восстановления территориальной целостности Азербайджана.

Дорога в Кельбаджар в 2024-м

В этот раз подготовка к горному путешествию была не менее скрупулезной, чем 15 лет назад. Мы собирались в горы на три дня. Провиант, одежда, настроение…

Надо сказать, что просто так любой желающий в Кельбаджарский район не попадет. Надо пройти процедуру согласования. Особенно гостям. Местные жители уже подтвердили свое право посещать родной край и с определенной периодичностью его используют.

Пока "Нива" бодро преодолевала подъемы, мы с серпантина наблюдали наше давнее место пикника. Трафика как такового пока нет: это либо спецтехника, либо доставка товаров, либо машины силовиков.

Омарский перевал

Это место окутано историей, но отнюдь не давней. Ведь здесь происходила одна из кровопролитнейших операций во время войны в 1993–1994 годах.

Перевал стал труднопреодолимым препятствием для мирных жителей, которым армянские вооруженные формирования отвели до суток на эвакуацию из своих домов.

Бросая все, люди бежали через горный хребет на высоте 3260 м, где в начале весны было снежно и держалась минусовая температура.

Жертв среди мирного населения тогда избежать не удалось. И их количество измерялось тысячами.

Кроме того, 1994-й был омрачен большим количеством потерь среди военных с обеих сторон.

В 2024 году тяжелые свинцовые облака над перевалом не несли дополнительной угрозы. Но осознание того, что этот небольшой проход в Муровдаге хранит такие тяжелые воспоминания, не давало спокойно наслаждаться пейзажем.

И все же серпантины с обеих стороны, невероятные горные визуальные перспективы, чарующие красками неба и осенних гор, действуют очень эффективно на сознание. Вершины всегда символичны, вот почему альпинистов могут понять только альпинисты.

Спуск с перевала был уже на выдохе. Красоты меньше не стало, но прибавилось уверенности. Перейти рубеж всегда важно.

Ехали до первого родника. Здесь принято останавливаться возле горных источников, это воспринимается как необходимый ритуал.

Чище воды нет, в каждом роднике свой вкус, и каждый глоток живительной влаги дарит надежду, что, как раньше, родные источники будут доступны всегда.

Кстати, кельбаджарцы по возможности всегда стараются наполнить заранее приготовленную тару и везут в Баку свою воду, щедро делясь ею с родными и друзьями. Глоток родины неповторим…

Новый Кельбаджар

Не зная, как Кельбаджар выглядел до войны, сложно представить, как здесь проживало более 7000 человек. Но по остовам домов старожилы с легкостью узнают свои.


Частная застройка была равномерно разбросана на высоте почти 1600 м над уровнем моря. Все, что осталось от былых жилищ, – это остатки стен из местных материалов. И полное отсутствие вокруг них растительности: все вырублено…


Сейчас город застраивается заново. Современная планировка, новые дома, особые надежды. Возводятся магазины, школа, сад. Во многом это уже борьба за социальную экологию: чтобы земля не пустовала, чтобы жизнь вернулась и продолжалась из поколения в поколение.

Коренные кельбаджарцы и их потомки считают дни до того момента, когда смогут вернуться в родные поселения. Там все придется воссоздавать заново. Но это мало кого останавливает. Идет планировка будущего старых селений, подбираются архитектурные решения, люди в ожидании возвращения.

Санаторий всесоюзного значения "Истису"

Целебные воды горячих источников Кельбаджарского района известны издревле, особенно парящие фонтаны из горных пород на высоте 2200–2400 м.


По своему составу и свойствам эти воды схожи с известными во всем мире источниками в чешских Карловых Варах, а по некоторым параметрам и вовсе уникальны.

В советское время здесь был построен санаторий "Истису", который ежегодно принимал до 50 тыс. посетителей. При нем был завод по разливу минеральной воды.

Войну санаторий не пережил. Но в Азербайджане было принято решение восстановить курорт по современным требованиям, и работы там идут полным ходом.

Монастырь Худованг

Известный под другим названием – Дадиванк, этот монастырь до сих пор остается причиной разногласий историков: спорят о его происхождении и принадлежности разным конфессиям. Сейчас доступ в него закрыт для посетителей.


Место, конечно, примечательное. По легенде, храм был основан на месте захоронения первого христианского миссионера в этих местах – апостола Фаддея. В сохранившемся виде Худованг был построен в IX–XIII веках.

Политические пертурбации часто меняли конфессиональную принадлежность храмов – важно, чтобы сохранялись человечность и истинная вера.

Азербайджану Худованг вернулся с уничтоженным селом у подножья храма. Руины невозможно не увидеть, взирая на долину из монастыря.

Это ли должны видеть паломники? Пока здесь не хватает искренности…

Кельбаджарский район возвращается

Очень скоро дорога до Кельбаджара, Истису и других природных красот Малого Кавказа будет доступна многим. Муровдаг уже скоро пронзит автомобильный тоннель длиной 12 км. Несколько попутных тоннелей до 1 км уже функционируют.

Таким образом будет нивелирован перепад высот, и потребность во внедорожниках отпадет.

Сроки называются разные, но они ориентировочные. К тому же границы для автотуризма пока закрыты.

Страна огней ждет гостей

Азербайджан во всем демонстрирует растущую привлекательность страны как туристического центра. Баку уже давно проводит яркие международные форумы, раскрывает свой гостеприимный потенциал на разных уровнях.

Быстрыми темпами адаптируется инфраструктура, вкладываются средства в развитие сопутствующих сервисов.

Страна стремится доказать свою миролюбивость. Завершившийся COP 29 будет еще долго обсуждаться мировой общественностью как один из самых ярких и противоречивых.

Как в первую, так и во вторую карабахские войны гибли люди. Гибнут они и сейчас в более масштабных конфликтах. "Улучшение" климата из лозунгов давно требует решительных действий и мирных инициатив.

Чтобы дорога домой не длилась 30 и более лет. На это у многих просто не хватает жизни…

Bütün xəbərlər Facebook səhifəmizdə