Экс-замминистра иностранных дел России: Азербайджан одержал военную победу, Армения потерпела поражение - ЭКСКЛЮЗИВ

Эксклюзивное интервью с экс-заместителем министра иностранных дел России Георгием Кунадзе.

– 10 ноября лидеры Азербайджана, Армении и России выступили с
совместным заявлением о прекращении огня в Нагорном Карабахе. Каковы основные итоги боевых действий?

- Итоги боевых действий вполне очевидны. Азербайджан одержал военную победу, Армения потерпела военное поражение и была на грани полной потери Нагорного Карабаха. Этого не произошло, потому что в дело вмешалась политика. Называя вещи своими именами, руководству Азербайджана хватило мудрости не форсировать вступление своих сил в населенные армянами районы, поскольку последствия такого шага было объективно трудно просчитать.

– Какую роль сыграла Россия в заключении соглашения? Почему было принято решение о развертывании именно российских миротворцев в зоне конфликта, а не миссий под эгидой ОБСЕ, ООН?

- Совместное заявление трех сторон вряд ли можно назвать «соглашением». Это скорее декларация о намерениях остановить конфликт на новых, более выгодных для Азербайджана условиях. Россия, конечно, сыграла ключевую роль в выработке Совместного заявления. Как, впрочем, и Турция, незримо присутствовавшая в переговорном процессе.

Формирование международного миротворческого контингента под эгидой ОБСЕ и, тем более, ООН – дело бюрократическое и не быстрое. А российские миротворцы всегда находятся в состоянии готовности. В этом смысле, альтернативы им действительно не было. Другой вопрос, смогут ли российские миротворцы остаться полностью беспристрастными по отношению к обеим сторонам конфликта, отвод сил которых от линии соприкосновения, кажется, не предусмотрен. Справедливости ради замечу, что подобная проблема нередко возникает при проведении миротворческих операций, в том числе даже многосторонних.

– Срок пребывания миротворческого контингента России составит 5 лет с автоматическим продлением на аналогичный срок в случае согласия сторон. Почему выбрана именно такая длительность пребывания миротворцев в регионе?

- Это положение Совместного заявления мне не совсем понятно. Похоже, оно продиктовано намерением заморозить конфликт в его нынешнем виде минимум на пять лет. А что, если стороны конфликта смогут договориться, скажем, за три-четыре года, и соответственно потребность в миротворцах отпадет?

– В чем будут заключаться основные функции российских миротворцев?

- Этого мы не знаем. В принципе, малочисленный контингент миротворцев, вооруженных лёгким оружием, вряд ли способен предотвратить крупные столкновения между сторонами конфликта. Это хорошо известно со времен войн на территории бывшей Югославии. Так что скорее всего функции российских миротворцев будут ограничены контролем за гражданским трафиком в Лачинском коридоре и за обстановкой на линии соприкосновения азербайджанских и армянских сил в Нагорном Карабахе.

– Каковы перспективы дальнейшего дипломатического урегулирования конфликта?

- В данном конкретном случае я бы говорил не о дипломатическом, а о политическом урегулировании. Дипломаты ограничены рамками указаний своего политического руководства. Какие указания получат азербайджанские дипломаты, сказать трудно. Какие указания получат армянские дипломаты в условиях острого внутриполитического кризиса в Армении, сказать практически невозможно. С учетом этого, говорить о перспективах урегулирования пока, видимо, рано. Ясно, однако, что в отличие от военной капитуляции, любое политическое урегулирование – это всегда компромисс.Vzglyad.az

Bütün xəbərlər Facebook səhifəmizdə