«Новая холодная война»: миф или реальность?

Присоединение Крыма путем референдума к России вызвало в глобальной геополитике качественные изменения. Специалисты прогнозируют возможность крайне опасного развития отношений между Западом и Востоком. Они не говорят о вероятности прямого военного столкновения между Америкой и Россией, но предполагают, что крупные державы могут обострить ситуацию в отдельных регионах и даже спровоцировать локальные вооруженные столкновения. Такой ход событий ставит человечество в целом перед лицом новых угроз. Применение военной силы в "век гуманизма" было бы нонсенсом. Сможет ли "Homo sapiens" предотвратить эту угрозу?

Меняющийся мир: этап новых рисков?

Турецкая газета "Yeni mesaj" поместила одну интересную заметку. Журналист Хайрат Джелаль 14 апреля писал: "После 16 марта мир изменился" (см.: Hayrat Celal. 16 Mart sonrası dünya değişti / "yenimesaj.com.tr", 14 aпреля 2014 г.). Примерно в том же духе пишут в СМИ и западные и российские эксперты. Но не совсем ясно, каковы главные признаки изменения мир. Это привносит в ситуацию значительную неопределенность. Именно эта сторона вопроса и вызывает тревогу.

И действительно, динамика глобальной геополитики после крымского референдума перешла в новую плоскость. Между Западом и Востоком (в общем понимании) возникло противостояние. Это напомнило о явлении, проявлявшемся со второй половины прошлого века и названной в геополитике "холодной войной". Сейчас аналитики и эксперты пытаются определить, выражает ли сложившаяся ситуация начало эпохи "новой холодной войны". Несмотря на наличие разных подходов, в целом все они признают реальность опасности противостояния мирового масштаба (см., напр.: A New Cold War? Ukraine Violence Escalates, Leaked Tape Suggests U.S. Was Plotting Coup / "Democracy Now!", 20 февраля 2014 г.).

Дело в том, что в эпоху "холодной войны" Запад и СССР противостояли друг другу главным образом в идеологическом плане. При этом основная цель заключалась в том, чтобы выйти победителем в борьбе за мировое господство. По оценкам историков, эта война, стартовавшая примерно в 1946 году после известной речи У.Черчилля, завершилась крахом СССР в 1990 году.

За этот срок мир стал свидетелем нескольких тяжелых войн. Особое место среди них занимают войны в Афганистане и Корее. Вместе с тем обычным явлением среди сторон, боровшихся за лидерство, стали соревнование в вооружении, экономические средства влияния и идеологические удары. Полный крах социалистического лагеря, распад Варшавского блока были представлены как триумф Запада. Тем самым мир стал однополярным. Так начался этап гегемонии США. Но со вступлением в XXI век геополитическая ситуация в мире вновь изменилась. Сейчас главным фактором является стремительное развитие России и Китая. В частности, серьезное влияние на глобальную динамику начал оказывать "подъем" России.

В этом контексте следует отметить, что, если для Китая приоритетом являются экономические и культурные аспекты, то Россия использует все возможные средства, в том числе и силовые, для того, чтобы восстановить свое геополитическое влияние. Примечательно, что резкая перемена в геополитической картине XXI века, названного "веком гуманизма", "информационным веком" и т.д., произошла именно вследствие военного давления Москвы на Украину.

Речь идет о проведении референдума в Крыму посредством активного закулисного участия российских военных. Об этом уже открыто сказал президент В.Путин: "За спиной сил самообороны Крыма встали наши военнослужащие. Они действовали очень корректно, но решительно и профессионально. При этом главной целью было обеспечение свободного волеизъявления..."(см.: Текстовая онлайн-трансляция прямой линии президента РФ / "ИТАР-ТАСС", 17 aпреля 2014 г.).

Название противостояния: "горячие точки" под "холодными взорами"

Очевидно, что крупные державы не останавливаются перед тем, как использовать военную силу для того, чтобы изменить существующую ситуацию и обеспечить свои интересы. И на Украине тоже, как и на Ближнем Востоке, Афганистане и других регионах, мы становимся свидетелями сказанного. Профессор Нью-Йоркского и Принстонского университетов Стивен Коэн прогнозирует, что следствием всего этого может быть в ближайшей перспективе "новая холодная война и раскол между Западом и Востоком" (см.: A New Cold War? Ukraine Violence Escalates, Leaked Tape Suggests U.S. Was Plotting Coup / "Democracy Now!", 20 февраля 2014 г.).

По его мнению, на этот раз раскол мира произойдет "в центре славянской цивилизации". Подобный ход событий вызовет "постоянную нестабильность, возможность начала реальной войны" (см.: предыдущий источник). По мнению аналитика, такое положение дел может сохраняться десятилетиями. Но среди западных экспертов нет единого мнения по поводу начала "холодной войны". Их объединяет жесткая экономическая, политико-дипломатическая и военная позиция в отношении России. Вместе с тем они не подтверждают, что это означает новую "холодную войну".

Например, известный аналитик, президент Совета по внешним связям США Ричард Хаас считает, что нужно предпринять комплекс мер, чтобы остановить амбиции Москвы. Так, должны быть применены новые, еще более жесткие санкции. В целом нужно применить доктрину "удержания", использовавшуюся во время "холодной войны".

Но Р.Хаас не характеризует это как "начало эпохи новой холодной войны". Это есть просто предотвращение имперских амбиций государства с населением 143 миллиона человек (см.: Richard N. Haass. The Sources of Russian Conduct / "Project Syndicate", 16 aпреля 2014 г.).

На фоне сказанного интерес представляют мысли историка Майкла Доббса, исследующего "холодную войну". Он пишет: "Крымский конфликт может стать очень острым и длительным в отношениях между Востоком и Западом. Он не будет повторением "холодной войны", ибо речь не идет о борьбе за мировой контроль. Но это будет нечто вроде Югославии, однако, в более обширных масштабах" (см.: Мэлор Стуруа. "Холодная война" или крымская горячка? / "Московский Комсомолец", 21 марта 2014 г.).

Анализ вышеприведенных позиций показывает, что отношения Запад-Россия перешли в еще более жесткую плоскость. На этом этапе вероятность достижения компромисса между сторонами крайне мала. Специалисты прогнозируют, что противостояние продлится долгие годы. Такой ход процессов фактически вызывает на глобальном уровне неопределенную геополитическую ситуацию.

Суть проблемы не в том, каким термином обозначать новый этап, – термином "холодная война" или каким-либо другим термином. Главное в том, что в любой момент могут возникнуть вооруженные столкновения, охватывающие большое пространство.

Очевидно, что США и Россия не хотят идти на прямой военный конфликт. Но отношения между ними вступают в достаточно "холодный" этап. А это привнесет в международные отношения конкретную напряженность и неопределенность.

В XXI столетии могут произойти противостояния гораздо более опасные, чем это было в XX веке. В разных регионах возникают "горячие точки". Этот процесс, имеющий затяжной характер, в течение нескольких десятилетий может удерживать мир в состоянии напряженности и неопределенности. В этом смысле происходящее сейчас в Крыму действительно можно считать признаками "новой холодной войны". Отдельное беспокойство вызывает то, что этот процесс может охватить постсоветское пространство в целом. Выражаясь конкретнее, здесь главное не в терминологии, а в сути.

Newtimes.az

Bütün xəbərlər Facebook səhifəmizdə