В случае войны в Карабахе Армения получит от Москвы лишь слова ободрения - ЭКСКЛЮЗИВ

Министр обороны РФ Сергей Шойгу во время визита в Гюмри проинспектировал 102-ю базу, заявив, что ее потенциал будет увеличен. На состоявшемся на этой неделе брифинге в армянском парламенте глава Минобороны Армении Давид Тоноян заявил, что российская военная база в Гюмри расширяет свой потенциал, как в плане модернизации вооружений, так и с точки зрения материально-технического обеспечения.

Данная информация сразу же стала предметом бурного обсуждения. На 32-м заседании Межпарламентской комиссии по сотрудничеству между Национальным собранием Армении и Федеральным собранием РФ известный своей проармянской позицией Константин Затулин вообще посетовал на то, что Армения не обращается за помощью к ОДКБ.

Для лучшего понимания сложившейся ситуации и нездорового ажиотажа вокруг 102-й базы редакция Armiya.az обратилась за пояснениями к российскому военному эксперту, основателю портала Military Russia Дмитрию Корневу, любезно согласившемуся ответить на наши вопросов.

- В связи с чем было начато перевооружение 102-й базы? Какие задачи она продолжит выполнять после окончания данного процесса?

- У меня нет информации о деталях причин перевооружения базы, она засекречена, но могу предположить, что это часть общей программы обновления номенклатуры вооружений и военной техники ВС России.

- Направлено ли это против кого-либо или предусмотрено исключительно в оборонительных целях, для обороны южных регионов и зоны интересов России?

- Думаю, что в первую очередь подобное перевооружение преследует цели и задачи повышения оборонительного потенциала ВС России в собственных интересах – то есть, для обороны южных регионов и общего влияния на кавказский регион без какой-то конкретной локальной цели.

- Армянские СМИ и военные круги взахлеб рассказывают о том, как в случае возобновления боевых действий в Карабахе база вступит в вооруженный конфликт с Азербайджаном. Возможен ли такой сценарий, если Баку начнет проведение военной операции в Карабахе? Тем более, что президент Ильхам Алиев не раз говорил, что Азербайджанская Армия не собирается пересекать госграницу в случае войны…

- На мой взгляд, такое развитие событий крайне маловероятно - в случае отсутствия агрессии на территории участника ОДКБ ни формальных, ни фактических оснований для прямой реакции российских военных быть не должно. Одновременно, Россия как минимум декларирует партнерские и добрососедские отношения, как с Арменией, так и с Азербайджаном, а, следовательно, её вооруженное участие в подобном конфликте в пользу одной из сторон выглядит крайне маловероятным.

- И вот еще что интересно, упомянутые круги сразу же оговариваются, что если руководство 102-й базы не вступит в бой на их стороне, то тогда нужно избавиться от нее, и вообще выйти из ЕАЭС и ОДКБ. К каким последствиям это приведет для самих этих организаций и отдельно для Армении?

- Думаю, что это просто разговоры. Россия вряд ли примет на себя какие-то иные обязательства, нежели те, которые несет в формате ОДКБ. Скорее всего, на это и будет ссылаться российская сторона. В свою очередь, думаю, что такой отказ вряд ли приведет к закрытию военной базы или сокращению - её существование соответствует интересам России в данном регионе и для столь резкого шага, видимо, должно случиться что-то категоричное во взаимоотношениях России и Армении.

- Армянская сторона неоднократно выражала недовольство России из-за оружейных сделок с Азербайджаном. Например, 5 ноября на полях заседания Парламентской Ассамблеи ОДКБ в Ереване официальные лица Армении вновь начали выражать свое недовольство оружейными контрактами между Баку и Москвой. Как вы можете вкратце охарактеризовать военно-техническое сотрудничество между Россией и Азербайджаном, с одной стороны, и между Россией и Арменией – с другой? Какие принципы и приоритеты играют ведущую роль в каждом из случаев?

- Россия взаимодействует в плане военно-технического сотрудничества и с Арменией, и с Азербайджаном. Думается, что объемы и номенклатура поставок российского вооружения в Армению несколько больше, чем в случае с Азербайджаном. Возможно, это вызвано более плотными контактами между правительствами и министерствами обороны двух стран. Например, в существующих договоренностях «Рособоронэкспорта» с Арменией оговаривается комплектация техники «как для российской армии», что обычно означает более высокие характеристики и боевые возможности техники. При этом российский экспорт вооружений интересует и Азербайджан, который рассматривается в качестве одного из растущих партнеров ВТС.

- На заседании Валдайского клуба в Сочи президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что Азербайджан и Россия продолжат сотрудничество в военно-технической сфере и реализацию подписанных контрактов на $5 млрд, из которых в настоящий момент уже реализовано на $3 млрд. По Вашему мнению, какое вооружение Россия предложила или в ближайшем будущем предложит Баку?

- У меня нет точной информации на этот счет, но основные предложения, которые Россия могла бы сделать с учетом положения Азербайджана – это вооружения и военная техника для сухопутных войск (включая противотанковые комплексы и танки Т-90), системы ПВО (включая, например, С-400), самолеты для фронтовой авиации (например, Су-30 или подобные ему), корабли классов корвет и малые ракетные корабли для ВМС Азербайджана.

Думаю, что так же в ассортимент предложения могут войти и стрелковое вооружения и инженерная техника, а также оборудование для радиоэлектронной борьбы - здесь у России есть достаточно богатые возможности.

Bütün xəbərlər Facebook səhifəmizdə