Дарья Xаспекова: "Вступление Беларуси в состав России – полнейший абсурд" - ЭКСКЛЮЗИВ

Время от времени в зарубежныx СМИ муссируется информация о сложностяx в строительстве единого союза России и Беларуси, и в кулуараx переговорного процесса накопилось немало неразрешённых вопросов, О том, как выстраиваются сегодня отношения между Россией и Беларусью и что в ниx является предметом обсуждения Vzglyad.az рассказала главный редактор Центра изучения перспектив интеграции Дарья Хаспекова.

- В последнее время активно обсуждается тема углубления белорусско-российской интеграции в рамках Союзного государства. Но есть и определенные сложности. С какими трудностями сталкиваются обе стороны в вопросе двусторонней интеграции?

- В декабре 2019 года исполнится 20 лет с момента подписания Договора «О создании Союзного государства», поэтому, безусловно, российско-белорусская интеграция сейчас обсуждается как политиками, так и экспертами.

Мне кажется неправильным акцентировать внимание исключительно на сложностях, Союзное государство сейчас представляет собой самое продвинутое интеграционное образование на постсоветском пространстве, за время его существования удалось действительно многого достигнуть: равных прав россиян и белорусов на территориях наших государств, фактического отсутствия границ, продвинутого сотрудничества в сферах экономики и безопасности.

Другое дело, что всеми благами, которые предоставляет Союзное государство, жители России и Беларуси привыкли пользоваться, не задумываясь о том, откуда они взялись. Поэтому на повестке чаще возникают проблемы.

Основная трудность заключается в том, что декларируемый в Договоре уровень интеграции пока не достигнут, и его будет весьма сложно достичь, принимая во внимания в том числе и правовые неточности и ограничения. Например, Договор «О создании Союзного государства» не дает четкого международно-правого определения Союзному государству, не проясняет, как Союзное государство должно управляться. Кроме того, до сих пор не создан парламент Союзного государства, не введены единая валюта, армия. По-прежнему действуют некоторые нетарифные ограничения (например, на табак и алкоголь).

Кроме того, отдельные функции Союзного государства дублируют другие объединения постсоветского пространства (ЕАЭС, ОДКБ, СНГ). Существуют и кадровые проблемы. Но это все вопросы решаемые, над ними работают, в частности, российская и белорусская комиссии уже обменялись своими представлениями по работе над интеграцией, совсем скоро мы сможем с ними ознакомиться.

- Насколько остро стоит вопрос о введении единой валюты перед Союзным государством в ближайшей перспективе?

- Введение единой валюты действительно в последнее время вернулось в повестку. Вопрос поднимался на ПМЭФ, но его решение возможно только на президентском уровне. Это довольно непросто, поскольку введение новой валюты повлечет довольно серьезные изменения в экономике, а мы на данный момент и так находимся под санкциями. Известно, что А. Лукашенко поддерживает введение единой валюты, но считает, что это должен быть не российский и не белорусский рубль. Пока никакой конкретики по этому вопросу нет, но его обсуждение ведется.

- А когда, на ваш взгляд, может быть принята конституция Союзного государства?

- Что касается введения конституции Союзного государства, то о каких-то подвижках в этом вопросе мы сможем узнать, когда будет опубликована «дорожная карта» развития союзной интеграции. Пока конкретики по этому вопросу в открытых источниках также нет.

- Много разговоров ходит на тему возможности вступления Беларуси в Россию. Как вы это прокомментировали бы?

- Вступление Беларуси в Россию – полнейший абсурд. Однако такие спекуляции действительно появляются в СМИ, это происходит из-за информационного вакуума. Подобные опасения появляются, потому что российско-белорусский диалог довольно закрытый. Из открытых источников нам доподлинно известно только о предложении А. Лукашенко России вступить в состав Беларуси.

- В Беларуси часто раздаются голоса критики в отношении России из-за барьеров в торговле и неравных условий конкуренции на общем рынке, например, для производителей продовольствия. Проводятся ли переговоры по решению этой проблемы? Стоит ли ожидать ее решения?

- Опять-таки из-за информационного вакуума чаще всплывают какие-то проблемы в российско-белорусских отношениях. Да, у нас действительно периодически возникают проблемы, но они носят рабочий характер и довольно оперативно решаются. Часто для решения экономических вопросов привлекается Евразийская экономическая комиссия. Работа ведется, не стоит драматизировать ситуацию.

- В текущем году истекает договоренность о цене поставки российского газа в Беларусь. В Минске рассчитывают на дальнейшее ее снижение. На ваш взгляд, готова ли на это Россия, смогут ли стороны урегулировать этот вопрос, не откладывая до Нового года?

- В декабре 2019 года пройдет юбилейный саммит Союзного государства, на котором должна быть представлена «дорожная карта» интеграции. Энергетика – одна из основных сфер российско-белорусских отношений, и она точно будет освещаться в документе, включая и вопросы цен на энергоносители. По оценке М. Орешкина, Россия и Беларусь согласовали уже 90% документа, поэтому есть все шансы ожидать, что этот вопрос будет урегулирован в декабре.

- Порой в Беларуси под сомнения ставят эффективность ЕАЭС. С чем это связано?

- Белорусские власти и хвалят, и ругают ЕАЭС, просто в СМИ чаще обращают внимание на проблемы. Например, на юбилейном саммите ЕАЭС А. Лукашенко подчеркивал достижения объединения. Несомненно, как белорусские, так и российские эксперты критикуют отдельные вопросы функционирования ЕАЭС. Обращают внимание на сохраняющиеся торговые ограничения, проблемы в логистике, проблемы, связанные с миграционными потоками. Однако чаще всего эксперты признают, что сложно ожидать абсолютно гладкой работы от объединения, которому только пять лет. У нас действительно возникают рабочие вопросы, но над ними ведется работа.

Bütün xəbərlər Facebook səhifəmizdə