Мубариз Ахмедоглу: "Иран ведет себя по отношению к Армении согласно новой политической концепции"

Отношения с Ираном для руководства Армении всегда были в большей степени частью пиар ресурса, чем реальностью. Можно привести очень много примеров для подтверждения этой мысли. Но достаточно и одного. В 2012 году при участии С.Саргсяна и иранского министра М.Намджу прошла церемония закладки фундамента Мегринской ГЭС. Иран, инвестируя 323 миллиона долларов, занимается строительством ГЭС, армяне же управляют. Полученная электроэнергия делится поровну, а спустя 15 лет гидроэлектростанция будет полностью передана в собственность Армении. По инициативе Армении Иран также взял на себя ответственность за обеспечение безопасности Мегринской ГЭС. Другими словами, Иран вместо Армении охранял бы часть оккупированных территорий Азербайджана. Однако этот проект не реализовался, и виновником является не Иран. Армянские банки не смогли принять деньги Ирана из-за санкций США. С.Саргсян предложил М.Ахмадинежаду отправлять доллары мешками.

Однако руководство Армении всегда восхваляло отношения с Ираном. Президент Армении С.Саргсян несколько раз выступал на саммитах ЕАЭС и ШОС в качестве иранского чиновника.

Руководство Армении не смогло выполнить взятые на себя обязательства по реализации проекта железной дороги Армения-Иран. Иран же выполнил все обещания, данные Армении.

Армения хотела посредством территории Грузии вывести иранский газ на Европейский рынок. Иран подписал желаемый Арменией контракт по транзиту газа. Однако Армения не смогла достигнуть соглашения с Грузией о транзите иранского газа.

В расчетах Армении и Ирана на этот период антиазербайджанская и антитурецкая позиции были приоритетными. Сейчас Иран не такой как прежде. Иран и Турция достигли соглашения о защите территориальной целостности Ирака и Сирии. Большая часть планов Ирана по возрождению экономики связана с Азербайджанской Республикой.

На фоне такой трансформации отношения Ирана к Азербайджану и Турции Армения начала сближаться с Израилем. Посещение израильскими политиками Армении и Нагорного Карабаха было результатом долгих просьб Армении у Израиля. По мнению израильских политиков, эта страна посредством Армении сможет подключить Иран к антитурецким играм. Однако неспособность изучить Иран поставила Армению в крайне сложное положение. Иран может сделать Армении только одну уступку в израильском вопросе: Эксперт по фамилии Исраелян, комментируя позицию Ирана может относительно забегать вперед. Ничего другого.

Попытки Армении в налаживании отношений ЕАЭС-Иран также остались безрезультатны. Во-первых, если бы они были эффективны, переговоры не длились бы так долго. Во-вторых, РФ и Казахстан выдвинули бы свои приоритетные позиции в отношениях ЕАЭС-Иран. В-третьих, являющаяся членом ЕАЭС Беларусь выдвинула особые условия для отношений с Ираном. Другими словами, Ирану точно известно, что армяне не обладают особым уважением или навыками. На таком фоне Иран выдвигает новую концепцию в отношении Армении. Ирано-армянские отношения должны быть долгосрочными и всесторонними. Целью является не допустить возникновения препятствий для проектов Ирана внутри Армении. Поэтому, команда президента Х.Рухани находясь все еще на стадии утверждения, советник президента Ирана, секретарь Координационного совета свободных и особых экономических зон Акбер Торкан прибыл с визитом в Армению и провел многочисленные встречи. В результате между советником президента Ирана А.Торканом и министром экономического развития и инвестиций Армении С.Караяном был подписан меморандум о сотрудничестве. Цель меморандума - обеспечить тесное сотрудничество экономических зон "Мегри" и "Араз".

Иран добился своего. Армения смогла присоединить "Араз" к ЗСТ. Особо отметим, что реализация ЗСТ "Араз" требует урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

Долгосрочность объединяет в себе еще два параметра:

ı. Армения должна отказаться от конфликтов со своими соседями и никогда не должна становиться источником конфликта. Речь идет не только о привлечении Ирана в какой-либо конфликт из-за Армении. Иран считает такие конфликты препятствием для своих долгосрочных энергетических и коммуникационных проектов на территории Армении.

ıı. Армения должна отказаться от рискованных, подозрительных игр. Другими словами, Иран видит попытки Армении одновременно сотрудничать как с НАТО, так и с Россией. Иран сможет терпеть сотрудничество Армении с НАТО и Израилем только в дозволенных пределах. Ирану становится в Армении все сложнее терпеть даже интересы России.

То, что обострение борьбы, проводимой Арменией в различных геополитических полюсах, пришлось именно на этот период, является основным источником поспешности в политике Ирана по отношению к Армении. Армения не готова на основе этих принципов проводить политику с Ираном. Это уже создаст дополнительную напряженность для Армении. Потому что Армении неоднократно не удавалось реализовать доброжелательное

отношение и выгодные проекты Ирана. Иран же серьезно изучил армянское общество, прежде чем выдвинуть свой нынешний вариант. Обладает определенной силой внутри Армении. Не только США, но даже Россия смогут с трудом уменьшить напряженность, которую создал Иран для Армении. Особо отметим, что озвученный Ираном новый проект железной дороги основан на начале функционирования Мегринской железной дороги.

Bütün xəbərlər Facebook səhifəmizdə