Перенджиев: Грядет новая экономическая модель мира

Конфликт между Вашингтоном и Пекином в торговой сфере начал назревать в период предвыборной кампании Дональда Трампа, который постоянно отмечал необоснованно высокую с его точки зрения долю китайских товаров на американском рынке. По подсчётам Трампа США ежегодно теряли из-за Китая сотни миллиардов долларов.

Чаша терпения американского президента переполнилась в январе 2018 года. Все началось с повышения налогов на импорт солнечных батарей и стиральных машин до 30% и 20% соответственно. Сейчас все гораздо хуже. Обе страны погрязли в обоюдных санкциях, а мир стоит в шаге от глобального экономического апокалипсиса. Экономисты сравнивают нынешнюю ситуацию с Великой депрессией 30-х годов ХХ века.

Накануне США ввели новый пакет санкций против китайской компании за покупку нефти у Ирана. Действительно ли дело в Иране или иранский вопрос стал неким поводом для США обрушиться на Китай с новыми санкциями?

Чтобы найти ответ на этот вопрос, корреспондент Axar.az обратился к доценту кафедры политологии и социологии РЭУ имени Г.В. Плеханова, члену Экспертного совета организации «Офицеры России» Александру Перенджиеву.

По словам нашего собеседника, здесь как раз тот случай, когда введению санкций способствовали оба фактора.

«США не могли воспользоваться предоставленным им поводом ударить по обоим "противникам", с одним из которых они ведут, по сути, гибридную войну, включая и военные средства, с другим – торговую войну, включая и информационно-психологическое воздействие. Официальный Вашингтон и далее будет препятствовать китайско-иранскому экономическому взаимодействию, понимая, что оно определенным образом нивелирует санкционное давление на ИРИ и торговые ограничения в отношении КНР», - отметил А.Перенджиев.

Эксперт уверен, что, несмотря на введение санкций, экономическое сотрудничество Китая и Ирана продолжится.

«Более того, оно будет расширяться. Напомню, что обе страны, вместе с такими ведущими государствами мира, как Индия, Россия, включая и центральноазиатские республики, являются членами Шанхайской организации сотрудничества. Одним из главных принципов существования и развития ШОС является расширение и укрепление сотрудничества между его членами, и, прежде всего, в экономической сфере. Китай формирует на евразийском континенте глобальные экономические проекты. Такие например, как «Один пояс – один путь», в котором немаловажное значение отводится Исламской Республике Иран. Одно из направлений «Экономического пояса шелкового пути», центральное, как раз проходит по маршруту Китай – Центральная и Передняя Азия – Персидский залив и Средиземное море. То есть как раз через территорию ИРИ», - подчеркнул он.

Вот поэтому, по мнению А.Перенджиева, США и вводят одновременно санкции по иранским и китайским экономическим субъектам.

«Хотелось бы при этом обратить внимание, что официальный Вашингтон и официальный Пекин применяют в своем противоборстве геоэкономические (не путать с геополитическими!) инструменты продвижения своих, теперь уже именно геополитических интересов. США применяют санкции, как геоэкономический инструмент, а Китай – формирование глобального экономического проекта, который будет функционировать в интересах всех его участников. И в этом случае, санкции выглядят, как очень вредный, но слабый геоэкономический инструмент. При этом разница обоих инструментов проявляется в возвращении бумерангом к его субъекту. К США – в виде вреда, к КНР – в виде политических дивидендов и экономической прибыли», - сказал аналитик.

А чем чревата для мира экономическая война Соединённых штатов с Китаем?

Отвечая на этот вопрос эксперт отметил, что китайско-американская экономическая война несет глобальные преобразования во всех важных общественных сферах.

«Будет изменена экономическая модель мира, включая финансовую область, правила торговли и формирования экономических отношений. При этом данный процесс уже не остановить. Санкции – это попытка США остановить изменение глобальной экономической модели, в которой официальный Вашингтон вместе с долларом не будут играть ведущей роли. Но одновременно санкционное давление со стороны США не останавливает, а способствует более быстрому изменению все той же экономической модели мира, так как формируются механизмы по противодействию американскому санкционному давлению», - подчеркнул Перенджиев.

Говоря об Азербайджане, эксперт с уверенностью отметил, что Китай заинтересован во включении официального Баку в свои глобальные экономические проекты.

«Официальный Пекин внимательно следит за реализацией проекта строительства транспортного коридора "Север-Юг" с участием России, Азербайджана и Ирана. В КНР полагают, что данный региональный проект мог также стать частью более глобального проекта "Один пояс – один путь". Поэтому скажу более откровенно: и «вашим, и нашим» угодить уже не получится. В данном случае официальному Баку необходимо провести анализ, например SWOT-анализ, своего сотрудничества как с Китаем, так и с США и определиться по дальнейшему своему участию в мировой экономике. Лично я придерживаюсь той позиции, что Азербайджану выгоднее было бы развивать отношения с КНР и другими странами Шанхайской организации сотрудничества, ну хотя бы в статусе государства-наблюдателя ШОС (обращаю внимание, что в ШОС есть и тюркоязычные страны). А вот перспективы развития азербайджано-американских экономических отношений мне представляются весьма туманными и неэффективными», - подытожил наш собеседник.

Bütün xəbərlər Facebook səhifəmizdə