ХХI век – новый этап в эволюции военно-политических систем Запада и Востока

Тотальное военно-техническое превосходство Запада над Востоком, достигнутое благодаря промышленной революции и совершенствованию политических систем великих держав, свое наглядное подтверждение получило и в ХХI веке. В то же время специфические исторические и военные традиции Востока нашли свое отражение в ходе многочисленных войн и вооруженных конфликтов, имевших место на протяжении прошлого столетия, когда основу тактики ведения вооруженной борьбы составляли постоянные нападения на тыл и фланги противника, ночные налеты и засады, удары по коммуникациям и опорным базам, умелое использование условий горной и пустынной местности и т.д. Именно они составляли основу теории иррегулярной (малой, партизанской) войны, выработанной еще в период Первой мировой войны и успешно осуществленной на практике английским полковником Т.Э.Лоуренсом в ходе боевых операций арабов против турецкой армии в пустынных просторах Аравии. Неслучайно именно этому специалисту по "малым войнам" принадлежит мысль о том, что "вести войну с восстанием столь же хлопотно и утомительно, как есть суп с ножом".

Этот опыт был значительно обогащен в ходе ряда последующих крупных и малых войн в ряде мусульманских стран Азии и Африки, в частности, в 50-х годах против французской колониальной армии в Алжире, против советских войск в 80-х гг. в Афганистане и против американских войск начале 90-х гг. прошлого века в Сомали, продемонстрировав свою высокую эффективность. Аналогичная ситуация в той или иной степени наблюдалась и в ходе антитеррористической операции НАТО против талибов в Афганистане.

Рациональный синтез выдержавших испытание временем западной и восточной военных систем в ряде крупных мусульманских стран Ближнего и Среднего Востока, обладающих значительным людскими и природными ресурсами, обширными территориями и относительно развитой индустриально-технологической базой, способствовал достаточно эффективному развитию их военного потенциала – строительству собственных национальных вооруженных сил и военной промышленности, во многом отвечающим современным требованиям и учитывающим наиболее подходящие для них местные условия. В то же время в современных условиях информационно-технологической революции обладание даже ядерным оружием еще не гарантирует защиту суверенитета страны.

Как показывает мировой опыт, победа достигается боевыми действиями, т.е. организованной вооруженной физической и идеологической борьбой, которая имеет достаточно стабильную политическую и материально-техническую основы, находящиеся в прямой зависимости от экономических ресурсов и общественно-политического устройства государства. Причем сильная и стабильная экономика является основой военного могущества любого государства.

Победу в войне гарантируют как объективные, так и субъективные факторы, более глубокий и устойчивый тыл, более мощная экономическая база, политическое единство народа и на этой основе – больше выносливости, выдержки, упорства в борьбе, прочные морально-идеологические основы вооруженных сил и крепкая воля народа к победе. К этому следует добавить: лучшее вооружение, инициативный, обученный и обогащенный боевым опытом командный и личный состав вооруженных сил, а также и жертвенность воинов, готовых отдать свою жизнь за Родину и нацию. Как отмечал еще в начале ХIХ века выдающийся немецкий военный теоретик Карл фон Клаузевиц, "великие цели составляют душу войны". Он подчеркивал, что "на войне терпит неудачу все то, что делается с недостаточно отчетливым сознанием и с неполным напряжением и твердостью воли".

В настоящее время, как, впрочем, и в предыдущие эпохи, лишь фатальный раскол мусульманского Востока в отличие от консолидировавшегося после Второй мировой войны в мощные военно-политические союзы христианского Запада, прежде всего, в лице НАТО, дает последнему возможность оказывать в критических ситуациях достаточно эффективный военный нажим на ряд восточных стран. Причем современные высокие, наукоемкие военные технологии дают возможность ведущим странам Запада вести бесконтактные войны с максимально малыми потерями в людской силе и технике. Локальные войны и вооруженные конфликты начала ХХI века носят характер полицейских операций под видом многонациональных сил, направленных на свержение неугодных режимов (Ирак, Афганистан, Ливия,). В свою очередь, мусульманский Восток, отторгая навязываемые ему западные ценности, пытается сохранить свою во многом архаичную цивилизационно-ценностную сущность, нередко прибегая к методам ведения так называемых ассиметричных войн, авангардную роль в которых в настоящее время играют силы международного терроризма с их бредовыми идеями о Всемирном Халифате.

Newtimes.az

Bütün xəbərlər Facebook səhifəmizdə