Армения: последствия политической некомпетентности...

Нелогичная и необоснованная информация, распространенная официальным Ереваном после сочинской встречи, еще раз продемонстрировала наличие у Армении серьезных проблем во внешней политике. Чтобы оправдать неудачные шаги, президент С.Саркисян продолжает клеветать на противоположную сторону. При этом он открывает путь к логическим противоречиям. Становится очевидным, что способности у армянского лидера чувствовать, видеть реалии и делать выводы крайне слабы. Эксперты открыто говорят об этом. Анализы показывают, что все это говорит о все еще неконструктивной роли Еревана в регионе. В таких условиях государствам региона приходится прибегнуть к определенным мерам.

Ложь и дипломатия: политическая дилемма Саркисяна

Даже проиграв, политик должен сохранять терпение, соблюдать политический этикет. Сомнительным представляется лидерство того, кто в сложной ситуации в сердцах нарушает соглашения. Это свидетельствует как о непрофессионализме, так и о несправедливости политика, так как, чтобы скрыть эти свои слабые стороны, он доводит до общества информацию, хранящуюся под грифом "Секретно". Нынешний президент Армении после сочинской встречи поступил именно таким образом. В интервью телеканалу "Armnews" он продемонстрировал, что во главе государства оказался "случайно".

До этой встречи С.Саркисян подвергался жесткой критике со стороны внутренних политических сил, поскольку перед Азербайджаном в дипломатической сфере во всех отношениях оказался в беспомощном положении. Вместе с тем Армения находится в очень сложной социально-экономической и геополитической ситуации. Население покидает страну. В последнее время возникли проблемы и с призывом в армию. Не прекращается критика со стороны аналитиков и экспертов и в связи с членством в Таможенном Союзе.

Здесь можно привести один пример. Армения не может договориться не только с мусульманским Азербайджаном. У нее возникли проблемы и в отношениях с христианской Грузией. Главную причину этого армянские эксперты видят в решении официального Еревана вступить в Таможенный Союз. По их мнению, Армению ожидают крупные геополитические и экономические проблемы в регионе.

Армянский эксперт пишет: "Не секрет, что в настоящее время Грузия имеет более тесные отношения с Азербайджаном. Если бы Армения и Грузия стали ассоциированным субъектом Евросоюза, то, по сути, Армения и Грузия сблизились бы на общей плоскости, и Азербайджан оставался бы на несколько ступенек ниже. И те политические проблемы, которые назревают сегодня с Арменией, Грузия уже по всей вероятности, имела бы с Азербайджаном" (см.: Арам Аматуни. И это еще только начало… / "1in.am", 21 aвгуста 2014 г.).

Мы оставляем в стороне предвзятые, антидемократичные, основанные не на сотрудничестве, а на дискриминации, моменты в подходе армянского эксперта. Главное в том, что А.Аматуни признает, в какой тяжелой ситуации оказалась страна из-за внешней политики, проводимой С.Саркисяном. Разумеется, нельзя полагаться на примитивную логику типа "если бы не так…, то было бы этак", но размышления армянского автора имеют своим корнем безосновательные аргументы, продемонстрированные официальным Ереваном в вопросе геополитического выбора.

Многие эксперты это ощущают. Одна из причин поспешного обнародования С.Саркисяном после сочинской встречи секретно хранимой информации сквозь призму своих интересов заключается именно в этом: у него не осталось другого пути, кроме как любым способом оправдать себя.

Ряд армянских экспертов подчеркивают именно эту сторону вопроса. Это само по себе представляет интерес. Например, Ованнес Мандакуни пишет: "Основы веры Сержа Саркисяна в себя во время телеинтервью (имеется в виду интервью телеканалу "Armnews" – Newtimes.az) непрочны" (см.: Ованнес Мандакуни. Сочи и его последствия / "1in.am", 12 aвгуста 2014 г.). И система управления, и политический курс С. Саркисяна потерпели крах.

Когда политический курс далек от реальности и конкретности…

Хотелось бы отметить, что в возникновении такой сложной ситуации для армянского лидера большую роль сыграл тяжелый удар, нанесенный азербайджанской армией по врагу. Как бы ни скрывалось, руководство Армении, понесшей большие потери и, самое главное, столкнувшейся с высокой боевой подготовкой азербайджанского солдата, вот уже несколько лет рассказывавшее своему народу сказки о "сильной армянской армии", лишилось и этой возможности. Логично, что Саркисян, столкнувшийся с такими неудачами, начал говорить. Но в своем интервью он допустил грубые и нелогичные ошибки, недостойные главы государства.

В интервью "Armnews" глава Армении высказал противоречивые мысли (см.: Интервью Сержа Саргсяна телеканалу АрмНьюз: полный текст / "1in.am", 12 aвгуста 2014 г.). С одной стороны, он говорил о мощи армянской армии, с другой, – признавался, что азербайджанские танки могут дойти до Еревана.

А в связи с последним вооруженным инцидентом он вообще рассуждал не как политик, а как командир оккупационных вооруженных отрядов, как террорист и сепаратист. Он говорил: "Азербайджанцы хорошо знают, что у нас есть баллистические ракеты... и за короткий срок мы можем превратить любой цветущий населенный пункт в развалины, как Агдам".

При этом считаем необходимым подчеркнуть два момента. Во-первых, президент Армении признается, что азербайджанские города и села процветают, и завидует этому. В его стране нет такого развития. Проявляется традиционная армянская зависть в виде "уничтожить все хорошее и культурное". Во-вторых, напоминая об Агдаме, он вспоминает свое прошлое террориста.

Израильский эксперт Арье Гут так оценивает специфику психологического состояния С.Саркисяна: "... Да, к сожалению, выступив в качестве агрессора, армянская армия разрушила Агдам, фактически снесла все строения этого города, разграбила, а затем сожгла все дома. Я не понимаю, как президент Армении может гордиться этими фактами настоящего террора. К сожалению, президент Армении продолжает мыслить как террорист и после своего повторного переизбрания главой государства. Все эти факты в лишний раз доказывают неготовность Армении мирно жить рядом с Азербайджаном и именно по этой причине в переговорах, продолжающих более 20 лет, так и не удалось достичь никаких результатов и реальных подвижек" (см.: Израильский эксперт: "Серж Саргсян, случайно попавший на политическую авансцену Армении, продолжает мыслить как террорист" / AzərTAc, 18 aвгуста 2014г.).

Тот факт, что во главе одной из южно-кавказских стран стоит такой человек, – явление отнюдь не отрадное, поскольку Азербайджану выгоднее, чтобы в соседних государствах у власти находилась команда, проводящая разумную и соответствующую реалиям политику. Баку – локомотив регионального сотрудничества. С другой стороны, добиться справедливого урегулирования армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта могут политики, обладающие выдержкой, способностью видеть реалии, далекие от авантюр. К сожалению, С.Саркисян и его команда не отвечают ни одному из этих критериев. Интервью, данное главой Армении сразу после сочинской встречи, еще раз подтверждает эту мысль.

Все это позволяет сделать определенные геополитические выводы. Очевидно, что официальный Ереван далек от намерения внести положительные изменения в свою внешнюю политику. Он и впредь будет оставаться на неконструктивных позициях, подвергая даже риску геополитическую картину, существующую в регионе, например, попытается вызвать щепетильную ситуацию в регионе, воспламеняя в Джавахетии армянский сепаратизм или совершая провокации на энергомаршрутах.

Армении не удалось до конца наладить выгодное сотрудничество ни с одной страной региона. У нее есть проблемы даже в отношениях с Ираном. Эти проблемы в основном связаны с предпочтением официальным Ереваном в энергетическом вопросе России. Армения оказывается полностью в стороне, тогда как сотрудничество "тройки" Турция-Азербайджан-Грузия в экономической, транспортной и культурной областях поднялось на новый уровень. Поэтому от Еревана можно ожидать деструктивных и необдуманных шагов.

Для официального Еревана, не сумевшего на фоне социально-экономических трудностей добиться каких-либо успехов в нагорно-карабахском вопросе, может обостриться ситуация и внутри. Под натиском волны протеста руководство Армении может пойти во внешней политике на очередной авантюризм. Этим Южный Кавказ в целом может оказаться в зоне новых неопределенностей.

Как видно, названное интервью президента Армении прежде всего свидетельствует о "политических стеснениях" официального Еревана. В такой ситуации Ереван оказался из-за действий руководства страны. Но худшее в том, что эту истину официальный Ереван все еще не может понять – он остается в рамках политического мышления прошлого века. Насколько это противоречит современным геополитическим реалиям, покажет ближайшее будущее.

Newtimes.az

Bütün xəbərlər Facebook səhifəmizdə