Ильхам Алиев – архитектор сети стратегического сотрудничества в «большом четырехугольнике»

В греческой печати опубликовано несколько статей в связи с визитом Президента Ильхама Алиева в Грецию. В статьях выдвигается тезис о формирования сети стратегического сотрудничества в геополитическом пространстве, охватывающем большую территорию от Центральной Азии, Кавказа и Ближнего Востока до Европы, и подчеркивается, что в основе этого процесса лежит внешняя политика Азербайджана.

Южный Кавказ: в поисках успешной модели во внешней политике

На современной международной арене успешную внешнюю политику могут проводить лишь стратегически мыслящие лидеры, обладающие дипломатическим талантом. Во время развала СССР исходные условия для стран, расположенных на Южном Кавказе, были примерно одинаковыми. Из-за ряда государств другие, например, Азербайджан, оказались даже в более тяжелом положении. Оккупация Арменией при внешней поддержке территории Азербайджана, совершение один за другим террористических актов вызвали в стране серьезные политические, экономические, культурные проблемы. Существовали серьезные угрозы безопасности государства. Поэтому в отличие от других стран постсоветского пространства Азербайджану пришлось выработать независимый внешнеполитический курс немного позже.

Но сегодня Азербайджан – самое успешное государство постсоветского пространства! Это стало возможным именно благодаря совершенству внешней политики. Данный курс, основы которого были заложены общенациональным лидером Гейдаром Алиевым, с успехом преодолел все трудности. Президент Ильхам Алиев же поднял его на новый уровень. Если рассмотреть в этом контексте нынешнее геополитическое положение южно-кавказских стран, то многое станет ясным.

Армения занимает совершенно неопределенную геополитическую позицию. Во внешней политике эта страна, кроме агрессии, все еще ничего не предприняла. Если взглянуть на прошедший период, то можно увидеть, что ни один концептуальный проект официальный Ереван пока не предложил, не предпринял ничего, что могло бы изменить геополитическую динамику региона в позитивном направлении. "Аргументы" его таковы: "У Армении древние традиции государственности, все соседи должны ей предоставлять земли, колыбелью культуры в регионе являются армяне, что все крупные державы мира должны оберегать Армению, "признать "геноцид"" и т.п. С момента развала СССР до сих пор официальный Ереван не выдвинул какой-либо политический или геополитический тезис, отличный от того, что сейчас было указано.

По этой же причине армяне не участвуют ни в одном региональном проекте. До сих пор с ними не подписан ни один стратегически значимый договор. Лишь Россия и Иран подписали с Арменией договор покровительственного характера. Недавний визит С.Саркисяна в страны Латинской Америки еще раз доказал, что, кроме покровителей, никто не намерен реально сотрудничать с Ереваном.

Грузия в несколько иной ситуации. У нее теплые отношения с Западом, в особенности, с США. В этом плане Вашингтон и Брюссель поддерживают внешнюю политику Тбилиси. Но в целом эта модель не может отвечать современным требованиям.

Реалии также свидетельствуют об этом, так как указанная модель, во-первых, является односторонней. Здесь неопределенными остаются отношения Грузии с такой державой, как Россия. Во-вторых, Грузия не имеет потенциала, чтобы предложить серьезные, геополитически значимые проекты. Внешняя политика официального Тбилиси безвредна, она не причиняет вреда соседям, но в рамках требований современного периода не может быть творческой и продуктивной.

Внешняя политика официального Тбилиси пока ограничивается сохранением так или иначе своего существования. Неслучайно после украинских событий официальный Тбилиси для обеспечения своей безопасности неоднократно обращался к странам Запада, выдвинув перед ними требования. Становится известно, что внутренний потенциал и реальные возможности Грузии обеспечить свою собственную безопасность слишком слабы.

Новые форматы сотрудничества: стратегическое значение инициатив Азербайджана

На фоне сказанного внешняя политика Азербайджана отличается успешностью. Прежде всего внутри страны царит полная стабильность. Как отмечал Президент Ильхам Алиев, ничто изнутри Азербайджану не угрожает. С другой стороны, Азербайджан построил отношения со всеми соседями на основе принципа взаимовыгодного и равноправного сотрудничества. Кроме того, официальный Баку своей энергетической политикой внес важный вклад в обеспечение безопасности в мире и регионе. Это подтверждают конкретные предложения, выдвинутые руководством страны.

Так, Президент Ильхам Алиев – инициатор моделей двустороннего и трехстороннего сотрудничества. Это позволило в региональном масштабе сформировать разные геополитические конфигурации. Признается перспективность таких форматов сотрудничества, как трехсторонние форматы Азербайджан-Турция-Грузия, Азербайджан-Турция-Иран, Азербайджан-Турция-Туркмения.

В качестве другого примера можно указать на предложение официальным Баку придания сотрудничеству с Евросоюзом статуса стратегического партнерства. Это формат сотрудничества с более широкими, чем ассоциативное членство, возможностями. В Брюсселе выразили отношение к предложению, и в этом направлении ведутся работы.

Наконец, Азербайджан – инициатор и автор крупных энергетических проектов, имеющих большое геополитическое значение. Среди них особое место занимают проекты TAP и TANAP, привлекающие внимание и ведущих аналитиков мира. Эти проекты характеризуются следующими двумя аспектами: во-первых, они экономически крайне эффективны; во-вторых, в геополитическом контексте они могут играть решающую роль в формировании глобальной системы энергетической безопасности.

Неслучайно, основываясь на сказанном, специалисты в Европе уверены, что Азербайджану удалось создать сеть стратегического сотрудничества в крупном геополитическом пространстве – в четырехугольнике Центральная Азия-Кавказ-Ближний Восток-Европа.

Это крупная оценка, даваемая мусульманскому государству, завоевавшему независимость. Центральная Азия, Кавказ, Ближний Восток, европейское пространство сегодня находятся в центре внимания современной мировой политики. Создание здесь сети стратегического сотрудничества требует не только политического мастерства, умений и дальновидности, но и воли и решимости. Если политик уверен в себе, то он может этого добиться. Значит, Президент Ильхам Алиев полностью уверен в проводимом им внешнеполитическом курсе, который он с решимостью реализует.

Геополитический аспект вопроса имеет особое значение. Греческая печать в качестве конкретных примеров сказанного указывает на содержание проведенных переговоров и подписанных договоров (см., напр.: President Papoulias meets with Azeri counterpart, Ilham Aliyev / "Protothemanews.com", 16 июня 2014 г.). Глава государства на встрече с Президентом Греции точно высказался по поводу геополитического и стратегического значения энергетических проектов. Греческая печать со ссылкой на это особо подчеркнула вклад Азербайджана в глобальную геополитику и энергетическую безопасность. Президент Ильхам Алиев говорил: "Энергетическая безопасность имеет стратегическое значение. Трубопровод TAP есть не только энергетический проект, но и модернизация отношений между Азербайджаном и Грецией… Прокладка TAP и сдача месторождения "Шахдениз" имеют важное значение для Европы".

Значение этих слов Президента Азербайджана наиболее отчетливо обнаруживается на фоне моментов, выраженных в одном материале, опубликованном в СМИ в канун его визита в Грецию. Греческое издание "The TOC" 12 июня отмечало, что глава правительства страны Антонис Самарас проведет значимые встречи в связи с инвестициями, которые будут вложены в разные сферы. Так, греческий лидер проведет встречи с заместителем премьер-министра Кувейта, Президентом Азербайджана, руководством Португалии, Финляндии, Венгрии. Наконец, в Афинах примут премьер-министра Китая (см.: Samaras' sprint of foreign investment meetings / "The TOC", 12 июня 2014 г.).

Как видно, Азербайджан вкладывает серьезные инвестиции в Европу. В вышеприведенных словах Ильхама Алиева также отмечалось, что Баку участвует в стратегически важных проектах и строит свою деятельность в этом направлении в соответствии с требованиями современной глобальной геополитики.

Все это показывает, что внешняя политика Азербайджана поднялась на новый уровень, и его геополитический авторитет возрос. Его деятельность уже оценивается в масштабе геополитического пространства Центральная Азия-Кавказ-Ближний Восток-Европа.

Newtimes.az

Bütün xəbərlər Facebook səhifəmizdə