Визит Путина в Китай: куда ведет этот «путь»?

Переговоры, проведенные главой российского государства в Шанхае, оказались в центре внимания мировых СМИ. Политики и эксперты также обратили на них особое внимание. Отмечается, что Москва и Пекин осуществляют серьезные изменения в глобальной геополитической среде. Ряд экспертов даже прогнозируют формирование нового миропорядка. Интерес вызывают договоренности, достигнутые между сторонами. Отдельный резонанс вызвало подписание газового договора. Но следует отметить, что это событие оценивается по-разному. А что происходит в реальности?

Запад предполагает: "ход конем" Москвы и Пекина?

Последний визит президента России Владимира Путина в Китай называют историческим. Его оценивают и как начало нового этапа в миропорядке в целом. По словам специалиста по странам BRICS и российско-китайским отношениям Чжу Цзиньцзе, "встреча глав двух государств носит символический характер и связан с новым миропорядком" (см.: Poutine va discuter en Chine un "nouvel ordre mondial" / "Le Figaro", 20 мая 2014 г.).

Российский президент отметил, что между двумя странами сложился беспрецедентный в истории уровень сотрудничества. Говоря о том, что аналогичного контракта в области газа еще не было подписано, В.Путин намекнул также на его геополитическое значение (см.: Андрей Колесников. Контракт многогазового использования / "Коммерсантъ", 22 мая 2014 г.).

Реакция западной прессы на событие также отмечалась интересными моментами. Проведя разного рода анализы, делая разные выводы, фактически все СМИ российско-китайским отношениям отвели особое место. Но в целом принятую на Западе позицию выражает следующая мысль, подчеркнутая немецкой газетой "Die Welt": "Встреча президента России Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина может привести к последствиям, которые в геополитическом и экономическом планах когда-то можно будет назвать историческими" (см.: Von Christoph B. Schiltz. Putin schmiedet sich ein antiwestliches Bündnis / www.welt.de, 20 мая 2014 г.).

Следует признать, что в западных политических и экспертных кругах встречу Путина и Си Цзиньпина называют историческим в двух аспектах. Во-первых, Россия и Китай, между которыми последние 100 лет были серьезные противоречия, сильно сближаются. Во-вторых, в части миропорядка, формируемого евро-атлантическими странами, они могут ввести свои правила игры. Все это по сути – серьезные испытания для Запада. Вне сомнения, это может вызвать беспокойство у тех, кто претендует на мировое лидерство. Но факты есть факты, и никто не может этого отрицать.

Все это, разумеется, в плане изменения геополитической динамики вызывает интерес. Но еще более значимым является то, в каких конкретно областях главы двух стран достигли договоренности. Дело в том, что, по мнению ряда экспертов, на пути стратегического сотрудничества России и Китая стоят некоторые обстоятельства. Марк Адоманис пишет: "...Сейчас непонятно, добилась ли Россия большого успеха, или Китай ее одурачил" (см.: Mark Adomanis. The Russia-China Gas Deal Matters But Its Ultimate Significance Is Unclear / "Forbes", 21 мая 2014 г.).

Подход американского журнала "Bloomberg Businessweek" к газовому контракту между Москвой и Пекином еще более интересный. Указанное издание задается вопросом: "Газовый контракт: реальность или пиар-уловка?" (см.: Matthew Philips. Is the Russia-China Gas Deal for Real – or Just Fumes? / www.businessweek.com, 21 мая 2014 г.).

В этом контексте эксперты особо отмечают тот факт, что амбиции у Китая большие, и по этой причине экономически более слабая Россия может оказаться в положении "мелкого партнера". В качестве аргумента они указывают на наблюдающиеся "между реалиями и риторикой" противоречия в отношениях двух держав (см.: Nikolas K. Gvosdev. Get Ready World: China and Russia Are Getting Closer / "The National Interest", 20 мая 2014 г.).

Газовый контракт: дивиденды и геополитические противоречия

Очевидно, что в любом случае в политических, экспертных кругах, в СМИ убеждены, что визит главы российского государства в Китай повлияет на важные глобальные и региональные вопросы. Разная оценка достигнутых договоренностей еще раз подтверждает данное утверждение. В этом контексте следует несколько подробнее остановиться на газовом контракте как главном итоге визита.

По данным официальных источников, договор подписан на 30 лет. Объем его – в пределах 400 млрд. долларов США. Газ в Китай должен поставляться из сибирских залежей. Для этого должен быть заложен новый трубопровод. Пекин выплачивает аванс в объеме 25 млрд. долларов США. Закупка газа начнется с 2018 года.

Отметим, что официальные лица России выглядели очень радостными, когда давали информацию о контракте. Но многие эксперты отмечают, что здесь возникает немало вопросов. Прежде всего, Китай получает возможность еще более активизироваться в Сибири. По словам старшего научного сотрудника Оксфордского Института энергетических исследований Джеймса Хендерсона, "у Китая достаточно серьезные карты против России. Газ в Восточной Сибири оказался в ловушке, и продать его какой-либо другой стране, кроме Китая, не было шансов" (см.: Wayne Ma. Why China is Driving a Hard Bargain with Russia Over Gas / "The Wall Street Journal", 19 мая 2014 г.).

Еще более интересные вопросы поднимает издание "Bloomberg Businessweek". Специалист по азиатской экономике Дерек Сиссорс считает, что стороны достигли договоренности лишь по объему газа. А информация, данная ими о цене, очень противоречива: ведь если неизвестно, какой будет цена на газ спустя месяц, то как можно ее регулировать? Официальные лица же говорят, что за 30 лет изменится цена тысяч кубометров газа. В таком случае откуда берется общий объем в 400 млрд. долларов?

Из этого эксперты делают вывод о том, что договор фактически заключен формально. Вопрос о цене не согласован. А то, что главы России и Китая вели себя как договорившиеся, связано с геополитической ситуацией. Пекин хочет видеть позиции российского президента на встрече с Б.Обамой и А.Меркель прочными. Лидеры должны встретиться в рамках "G20".

При этом следует отметить один тонкий момент. Эксперты неслучайно анализируют в основном газовый вопрос. Сотрудничество в энергетической сфере прямо влияет на глобальную геополитику. Запад оказывает на Россию давление в связи с Украиной. Санкции в отношении Москвы растут. Специалисты считают, что, если процессы продолжатся таким образом, то Кремль может оказаться в очень сложной ситуации. В.Путин и пытается предотвратить такой ход событий. Поднятие отношений с Китаем на новый уровень – прямой вызов Западу. Выражаясь конкретнее, Москва демонстрирует, что возможности для маневрирования у нее широкие. Но здесь есть два очень тонких геополитических фактора.

Во-первых, США внимательно следят за процессами. С одной стороны, Вашингтон наращивает военную силу в азиатско-тихоокеанском бассейне. Пекин сильно обеспокоен этим. С другой стороны, Вашингтон подливает масло в огонь территориальных споров Китая с соседями. Недавние антикитайские акции во Вьетнаме, новое упоминание Пхеньяном о территориальных амбициях были не случайностью (см.: Allen R. Carlson. China’s Achilles’ Heel in the South China Sea / "The National Interest", 16 мая 2014 г.). Отношения Китая с Вьетнамом многие специалисты называют "Ахиллесовой пятой" (самой слабой точкой) Пекина в Южно-китайском море. Сюда же можно отнести японский, корейский, филиппинский, сингапурский и тайванский вопросы.

Не парализует ли однажды такой ход событий энергетическую линию, которая должна соединить Россию и Китай? Ответ на этот вопрос точно никто не знает, так как геополитические шаги Запада всегда соответствуют требованиям времени. Как видно, Вашингтон шаг за шагом берет Китай в "геополитическую блокаду".

Во-вторых, интересы России и Китая сталкиваются в Центральной Азии. По этому поводу эксперты высказывались достаточно. Сейчас Китай подписал документ о стратегическом партнерстве со всеми странами региона (см.: Joshua Kucera. With Turkmenistan, China Now Has "Strategic Partnerships" With All Five Central Asian States / "EurasiaNet", 13 мая 2014 г.).

Москву это никак не устраивает. Наряду с другими причинами еще и потому, что китайская валюта устойчивее российского рубля. Кремль опасается, что не выдержит конкуренцию. Отношения двух государств в "Шанхайском клубе" подтверждают данный вывод.

Как видно, визит российского президента в Китай имеет поистине историческое значение. С одной стороны, могут измениться правила геополитической игры, существовавшие несколько столетий, с другой, – противоречия между двумя евразийскими суперсилами – Россией и Китаем могут обрести новое содержание. И трудно сказать, кому именно это выгодно. Может быть, от такого хода событий выиграет Запад? Может, визит В.Путина в Китай имеет положительное историческое значение и для США и Европы?

Newtimes.az

Bütün xəbərlər Facebook səhifəmizdə